Некоторые организационные моменты проведения занятий по английскому языку с малышами
Я получила несколько писем с вопросами о том, как организовать занятия с малышами, какие учебники стоит выбрать, с какого возраста начинать, и т.д. Мне очень хотелось бы помочь, но, честно говоря, Teaching Young Learners — это не моя специализация. У меня гораздо больше опыта в помощи с подготовкой к IELTS и составлении спецкурсов, поэтому все ниже изложенное не претендует на истину в последней инстанции. Это (disclaimer :-) не более чем мои соображения по данному вопросу.
Для удобства — по пунктам.
1. Занятия проводятся в специально оборудованной комнате, где есть детская мебель (можно купить за три копейки в ИКЕЕ), большой коврик с мягким ворсом (покупается в той же ИКЕЕ, за четыре копейки), устройства для прослушивания аудио-дисков и просмотра видео (компьютер, телевизор с приставкой), а также возможность развесить постеры.
2. В качестве УМК я выбрала Cookie and Friends от Oxford University Press (о других интересных мне вариантах я писала в этой статье), состоит он из следующих компонентов:
- Cookie and Friends A Teacher's Book
- Cookie and friends Starter Class Book
- Cookie and friends Starter Class CD
- Cookie's Nursery Rhyme Video DVD
- Cookie's Nursery Rhyme Video Teacher's Notes
- Cookie and Friends: Starter, A and B: Play Pack (for Use with Starter, A and B)
- Cookie and friends CD-ROM
Учителю, понятное дело, будет необходимо приобрести все. Ученикам достаточно купить Class Book, по желанию - CD-ROM (с интерактивными заданиями, песенками и т.д.), который можно использовать дома в качестве дополнения к учебному курсу. Class Books можно хранить в классе, а детям каждый урок выдавать листок (отрывной) с необходимым заданием.
3. Оптимальной является групповая (не индивидуальная) форма занятий. Количество детей в группе, в принципе, ничем не лимитируется, кроме умения учителя управляться с оравой малышни :-), но, занятия будут более эффективными, если это мини-группа 6-8 человек, в силу того, что можно будет уделить достаточное внимание каждому ребенку.
4. Возраст — спорный вопрос. В аннотациях к учебным курсам обычно указывается возраст 3+, но, как мне кажется, это скорее 4+. Во-первых, к этому возрасту все детки уже хорошо говорят на родном языке. Кто-то уже бойко болтает в полтора, а кто-то еще мычит нечто нечленораздельное в три, но с возрастом они часто сравниваются в речевом развитии (некоторые считают уверенное владение родным языком необязательным условием, а я — абсолютно обязательным). Плюс к этому, в 3 года большинство деток начинает ходить в детский сад, и, к сожалению, многие начинают очень часто болеть. Т.е. многих учеников Вы будете видеть от силы пару раз в месяц. Их родители, естественно, будут просить пересчитать оплату (вычесть занятия, пропущенные по болезни), и занятия в группе просто напросто будут нерентабельными. В 4-5 лет ситуация обычно попроще, детишки становятся покрепче, и пропускают меньше.
5. Оплата - еще один спорный вопрос. Судя по личному опыту и шишкам, набитым коллегами, мне представляется оптимальной оплата раз в месяц, с возможностью сделать перерасчет, если пропуск составит более 10-14 (как договоритесь) дней.
6. Расписание занятий составляется, конечно же, с учетом пожеланий родителей. Обычно это или утро, часов с 10-11 (когда их могут посещать те, кто не ходит в сад), или вечер, после 17 (после детского сада). С 13 до 17 — не самое лучшее время, просто потому, что многих дошкольников днем укладывают спать (и правильно делают). Заниматься можно хоть каждый день, но, исходя из возможностей группы, обычно получается 2-3 раза в неделю по 60 минут.
7. Не стоит начинать занятия , если у ребенка есть логопедические проблемы. Серьезные, например, заикание, или если малыш не выговаривает половину звуков. Отсутствие «р» и, скажем, небольшие сложности с шипящими к серьезным не относятся :-). В методической литературе этот аспект обычно не затрагивается, а вот логопеды обычно против, т.к. есть мнение, что изучение иностранного языка может усугубить ситуацию.
8. Целесообразно перед началом занятий провести беседу с родителями. Показать им учебник, рассказать, что дети будут изучать на занятиях, какие цели Вы ставите, каких успехов можно ожидать. Обсудите организационные моменты. Например, что перед занятиями необходимо сводить ребенка в туалет (если во время урока кто-то один попросится пописать, догадайтесь, что затем сделают ВСЕ остальные, и во что потом превратится этот самый урок :-), вымыть руки после улицы и т.п. Решите, нужно ли брать с собой сменную обувь (лучше что-то мягкое и легкое, типа чешек), или можно ходить в носках. Сообщите свои контакты, договоритесь о том, как родители могут узнавать о пройденном на уроке материале и домашнем задании. Мне кажется логичным завести блог, в котором Вы будете их обо всем этом информировать , а также отвечать на комментарии (плюс можно писать о различных организационных моментах — переносе занятий, планирующихся мероприятиях и т.д.) Во-первых, это удобно, во-вторых, производит хорошее впечатление :-).
9. Если Вы не преподаватель, а директор и/или владелец курсов, нанимающий преподавателя, то постарайтесь найти того, кто умеет и любит работать с данной возрастной группой. При отсутствии такого опыта абсолютно обязательными условиями найма являются горящие глаза и бьющий через край энтузиазм :-). Дело в том, что никто не может одинаково хорошо работать со всеми категориями учащихся. Университетский профессор может спасовать перед подростками, а школьный учитель плохо представлять себе, что делать на уроке с малышами.
10. Логичным будет для ровного счета написать еще и десятый пункт, но в голову ровным счетом ничего не приходит. Просто пожелаю всем удачи и терпения в нелегком деле обучения дошколят — и то, и другое абсолютно точно понадобится.
P. S. Мои идеи показались Вам полезными? Просто замечательно! Вы с чем-то не согласны? Отлично, буду рада выслушать Вашу точку зрения. У Вас есть вопросы? Еще лучше, задавайте, будем искать ответ вместе.
Вам также могут быть интересны следующие статьи:
Понравилась статья? Подпишитесь на обновления блога по e-mail!
Навигация
Предыдущая статья: ← Как исправлять ошибки учащихся?
Следующая статья: Maxims of ELT — Улыбнитесь :-) →

Lорогая Олеся, спасибо огромнейшее! Все пункты статьи интересны и полезны для меня, абсолютно согласна, что начинать обучение целесообразно не раньше 4-х лет. у меня есть положительный опыт преподавания языка таким деткам(4-5) — глазки у них горят, они уже пон мают, о чем идет речь, и схватывают все на лету. В этом возрасте у них просто феноменальная память! Удачи Вам и вашим ученикам!
Екатерина, рада, что информация оказалась для Вас полезной. И Вам удачи!.
Олеся, спасибо за ценный опыт. Для меня важнейшей задачей является создание мотивации для малышей в изучении языка. В возрасте до 7 лет детки воспринимают и учатся через игру. Хватит ли малышам этого интереса? Что можете порекомендовать из учебной литературы? Как мотивировать малышей на обучение? Елена.
Елена, мне кажется, что малышей не нужно как-то специально мотивировать. Они учатся а) потому что мама сказала; б) за компанию, потому что все остальные в классе учатся; в) потому что нравится, интересно, весело. На пункт а) Вы повлиять никак не можете, пункт б) влияет сам на себя :-). Остается только сделать так, чтобы нравилось, чтобы было интересно и весело. Собственно говоря, все.
Не думаю, что есть какие-либо специальные пособия по мотивации дошкольников. Скорее, этот вопрос будет так или иначе освящен в книгах, посвященных обучению young learners в принципе. Для меня в свое время оказалась очень полезной вот эта книга — tutorblog.ru/uchebniki/me...ry-teachers.html.