Мифы и правда об онлайн-обучении

Мифы и правда об онлайн-обучении

Несмотря на популярность онлайн-курсов, вокруг них витает множество стереотипных мнений и мифов. Именно они вызывают недоверие к электронным дипломам и онлайн-образованию в целом. К примеру, кто-то считает, что платформы типа Coursera скоро вытеснят классические университеты. Кто-то онлайн-школы ставит в один ряд с инфобизнесом. Но повышение квалификации онлайн не относится ни к тем, ни к другим. Курсы профподготовки лежат в совершенно иной плоскости и предполагают полный контроль за процессом и соответствующий результат.

В этом материале мы решили развеять самые распространенные мифы об онлайн-образовании в сфере повышения квалификации.

На эту работу нас вдохновила статья в Forbes «Бумажка вместо навыков: почему онлайн-образование не подготовит лидеров будущего» и другие похожие материалы с аргументами против дистанционного обучения.

Что же такое онлайн-образование, чем отличается от инфобизнеса и почему e-learning победит — читайте в материале ниже.

Миф №1. Все онлайн-курсы — это инфобизнес

Говорят, что на онлайн-курсах ничему толковому не учат. Их пишут неопытные бизнес-тренеры и теоретики. Многие копируют контент друг у друга.

На самом деле: наплыв некачественного контента в интернете невольно стер границы между онлайн-курсами от специализированных провайдеров, дистанционными курсами от мировых университетов и видео-тренингами типа «Как заработать миллион, лёжа на диване».

Чтобы не спутать одно с другим, нужно просто разобраться, что есть что.

  • Дистанционные курсы от известных университетов — это такие площадки, как Coursera, Udacity, FutureLearn, edX, Lynda и другие. Их еще называют МООС, что значит массовые открытые онлайн-курсы. Там собраны лекции лучших вузов мира, в частности, Гарвардского, Йельского и Стэнфордского университетов, MIT. Стоимость таких курсов зависит от программы, но есть и бесплатные. Курсы, в основном, по гуманитарным и прикладным наукам. И хотя задумка у площадок хорошая — сделать обучение доступным, сам контент и подача материала с переходом в онлайн не изменились.
  • Инфобизнес — это продажа информации в любом виде. Как правило, это видеокурсы и книги об интернет-заработке, личной эффективности и создании чего-либо «с нуля». Пишут их бизнес-тренеры и коучи. Здесь информация выступает как товар. Поэтому курсы продаются без сопровождения преподавателя и гарантии результата обучения.
  • Онлайн-курсы повышения квалификации — это программы профильного обучения, которые нужно периодически проходить специалистам для обновления знаний, соответствия должности. Их организовывают и проводят различные частные компании, у которых есть лицензии на образовательную деятельность и аккредитации от профессиональных организаций. В некоторых странах курсы профпереподготовки обязательны, регламентируются законодательством и требованиями работодателей. К примеру, в 2019 году в России появился новый профстандарт для бухгалтеров. Согласно которому, главбухи 6 и 7-й категорий должны повышать квалификацию на курсах не менее 20 часов в год. А в Республике Казахстан существуют «Правила повышения квалификации профессиональных бухгалтеров», согласно которым специалисты должны обучаться не менее 120 часов каждые 3 года. Независимо, очно или в онлайн-формате.

Миф №2. Онлайн-курсы — это несерьезно

Говорят, что многие не проходят их до конца, бросают, прослушав пару лекций.

На самом деле: если верить статистике Американской ассоциации содействия развитию науки, действительно 52% студентов даже не открывают купленные онлайн-курсы на МООС. Но причина тому — нехватка мотивации или скучная подача материала.

Курсы повышения квалификации чаще проходят до конца, потому что они влияют на карьеру, статус и зарплату специалиста. По статистике нашей академии, 100% слушателей проходят первые модули курсов. Из них 23% — приостанавливают обучение на середине курса или перед самим экзаменом. И 42% — проходят курс полностью.

Способствуют этому несколько факторов:

  • удобная подача материала — курс разбит на модули и темы
  • поддержка тьюторов и администраторов портала во время обучения
  • практические занятия на курсах — помогают легче усвоить материал и влиться в процесс дистанционного обучения
  • онлайн-тренажер экзамена (аналог реального) — пройти его можно только в конце курса. Это хороший мотиватор для тех, кто готовится к международной сертификации.

“Бросают курсы единицы и по разным причинам. Чаще всего по личным обстоятельствам: разводы, болезни, полная смена профиля работы. Тут мы стараемся идти навстречу и ищем компромиссы.

Бывает изначально слабая мотивация. Ожидания не соответствуют реальности. Мол “я думала, что куплю курс и буду все знать, а тут еще и учиться приходится, кошмар!”.

Но тот, кто идет на курсы с четкой целью — всегда его проходит до конца”

Ольга Крячко, руководитель методического отдела Финансовой академии Актив

Мифы и правда об онлайн-обучении

Миф №3. Онлайн-обучение неэффективно

Говорят, что в онлайн-школах ограниченное количество инструментов для обучения, нет обратной связи от тьюторов.

На самом деле: онлайн-образование использует и внедряет множество новых интерактивных инструментов. Это вебинары, квесты, электронные задачники, аудио-конспекты, онлайн-тестирование. В корпоративном обучении уже вовсю используются VR/AR технологии.

Например, в Volkswagen Group сотрудники учатся планировать производственные мощности, а в гипермаркетах Walmart — раскладывать товар на полках. Набирает обороты и обучение в мессенджерах (платформа Zenudu). Интерактивные инструменты используются для наглядности материала на вебинарах.

Например, преподаватель может рассказывать про формулы в Excel и одновременно демонстрировать свой экран.

Мифы и правда об онлайн-обучении

В Schlumberger используют VR-инструменты для обучения сотрудников нефтегазовых компаний (фото с сайта www.osp.ru)

Что касается обратной связи от тьюторов — без нее онлайн-обучение было бы невозможным. Именно благодаря онлайн-формату курсов, мы привлекаем в академию лучших экспертов-практиков из разных стран.

Они создают учебные программы, проводят занятия, проверяют работы, смотрят результаты тестов, консультируют студентов.

Связаться с тьютором слушатели могут в любое время в персональном чате на портале либо на занятиях по расписанию.

Статья в тему:

Как проходят консультации тьюторов на онлайн-курсах

Миф №4. На онлайн-курсах не отслеживают успеваемость студентов

Говорят, что успеваемость студента в онлайн-обучении полностью на его совести. Никто не смотрит, сколько он уроков прошел и как выполнил задания.

На самом деле: на большинстве онлайн-курсов студенты обязательно проходят проверку знаний. К примеру, на платформе Coursera, чтобы получить сертификат, нужно сдать все тесты курса, экзамен или выполнить дипломный проект. На курсах платформы Prometheus также есть контрольное тестирование после каждого модуля, сумма баллов за которые и дает возможность получить сертификат.

В нашей академии контроль эффективности обучения специалистов на первом месте. Для оценки успеваемости студентов мы используем несколько методов и инструментов.

  • Анкетирование. С помощью опроса слушателей курса оценивается полезность, полнота и доступность учебных материалов.
  • Тестирование. Проводится на протяжении всего курса: до обучения, после каждого модуля и в конце курса. Это позволяет оценить прогресс учащихся, сравнить их знания до и после обучения.
  • Анализ динамики всех студентов. По каждому студенту ведется аналитика по успеваемости, данные собираются каждые 2 недели. Администраторы следят за успехами каждого студента. При необходимости напоминают о графике, если кто-то отстает или давно появлялся на портале обучения.
  • Прокторинг. Это система, позволяющая следить за ходом экзамена в режиме онлайн с помощью веб-камеры и демонстрации экранов тестируемых. Мы используем онлайн-прокторинг при тестировании финансовых специалистов на digital-платформе Finassessment и на онлайн-экзаменах IPFM [как генеральный партнер IPFM мы единственные принимаем экзамены от организации в режиме онлайн — прим. ред.].

Мифы и правда об онлайн-обучении

Так выглядит 1-й модуль онлайн-курса «IPFM: МСФО» на портале академии. Чтобы попасть на 2-й модуль, нужно сдать контрольный тест на 80 баллов и выше.

Миф №5. Онлайн-курсы редко обновляются

Говорят, что онлайн-школы всего раз записывают вебинары и не тратятся на обновление контента.

На самом деле: именно сильная база знаний и гибкость в ее обновлении отличает онлайн-образование от классического. Ведь переиздать печатные книги и методички намного сложнее, чем электронный конспект или задачник. Более того, курсы повышения квалификации изначально нацелены на обновление профессиональных знаний специалистов, поэтому их программа регулярно обновляется.

“В нашей академии все курсы и учебные материалы постоянно проверяются на актуальность. Учебные материалы обновляются согласно изменениям в законодательной базе. Тьюторы периодически перезаписывают вебинары, обновляют конспекты. Раз в месяц, помимо вебинаров в записи, они проводят занятия по расписанию, где делятся свежими кейсами из практики, разбирают новые задачи со студентами”.

Анна Саенко, координатор программ IPFM и ведущий экзаменационный проктор Финансовой академии Актив

Миф №6. Электронные сертификаты не ценятся работодателями

Есть мнение, что онлайн-школы воспитывают псевдо-профессионалов. Специалисты выдают дипломы в резюме за профессиональные навыки, которыми не обладают.

На самом деле: какой сертификат вы получите — зависит от уровня учебного центра. В нашей академии специалист получает электронный сертификат о прохождении курса при сдаче всех тестов и итогового экзамена.

Такой документ подтверждает профессиональные навыки и надежно защищен блокчейн-номером. Это значит, что любой работодатель может просмотреть историю обучения специалиста по одному лишь QR-коду или ID-номеру.

Выпускникам из Российской Федерации мы выдаем удостоверения государственного образца, так как повышение квалификации там регламентируется на законодательном уровне.

Мифы и правда об онлайн-обучении

Слева — сертификат Финансовой академии Актив с блокчейн-защитой, справа — удостоверение о повышении квалификации гособразца для студентов из РФ

В академии еще можно в режиме онлайн подготовиться к экзаменам на международные дипломы от IPFM, CIMA и ACCA. Эти дипломы высоко ценятся работодателями по всему миру и все чаще указываются в вакансиях для финансовых специалистов.

Еще лет 8-10 назад подобные курсы можно было пройти только очно и в городах миллионниках. Сейчас изучить сертификационную программу от именитых британских институтов можно, не выходя из дома.

При этом такие престижные дипломы, как ACCA DipIFR(rus) или CIMA Cert PM(rus), после сдачи экзаменов выпускники получают именно в электронном виде на свой email.

Миф №7. Обучение в онлайне занимает много времени

Говорят, чтобы их пройти, нужно брать длительный отпуск или вовсе забыть про отдых.

На самом деле: все курсы повышения квалификации ориентированы на работающих специалистов, поэтому учиться целыми днями не придется. В академии каждый студент идет по предложенному графику обучения в собственном режиме.

Из плюсов онлайн-обучения в нашей академии — пауза курса. Курс можно приостановить на 10-30 дней, если намечается командировка, отпуск, сдача отчетности или другие жизненные обстоятельства.

Затем можно вернуться к учебе, сохранив драгоценные дни доступа к материалам.

Миф №8. Онлайн-курсы — это дорого

Говорят, что в заявленную стоимость онлайн-курса иногда не входят учебные материалы или скрытые взносы за экзамены.

На самом деле: онлайн-обучение не дороже, чем классическое в университете. Но при этом дистанционный формат обучения позволяет экономить массу времени и денег на поездках, покупке печатных книг, обедах. Ценообразование в онлайн-школах везде разное. В стоимость любого нашего онлайн-курса входят:

  • доступ к вебинарам
  • раздаточные учебные материалы, которые можно скачать и распечатать
  • сопровождение методического отдела
  • консультации тьютора
  • тесты
  • цифровой сертификат в конце обучения.

Компании, которые заказывают корпоративное обучение в дистанционном формате, хорошо экономят на логистике. Не нужно платить командировочные специалистам, тьютору и арендовать помещение.

Любые мифы появляются из-за недостатка информации и негативного опыта. Надеемся, этот материал помог во многом разобраться и по-новому взглянуть как на электронные сертификаты, так и на онлайн-обучение в целом.

Ведь сравнивание дипломом и навыков, как это было в статье Forbes, само по себе некорректно. Качество полученных знаний на курсе зависит не только от учебного центра, но и от учащегося.

А сам сертификат — не цель, а лишь способ показать потенциальному работодателю свои знания и умения, полученные на курсах повышения квалификации и отработанные на практике.

Читайте также:  Учим английский язык. Советы для отчаявшихся новичков

А вы приверженец какого формата обучения?

8 мифов об онлайн-образовании: почему стоит изучать школьную программу в интернете – Афиша

Как и при очном обучении качество обучения онлайн — разное. Но если школьных учителей выбирать не приходится, а частных преподавателей и репетиторов ищут ближе к дому, то в онлайне вы не ограничены своим районом и городом.

Чтобы получить высокое качество преподавания, опирайтесь на рекомендации реальных людей или репутацию центра онлайн-обучения. Честные компании и учителя публикуют отзывы о своей работе со ссылкой на профили учеников в соцсетях.

Процесс образования онлайн нельзя проконтролировать

Хороший частный онлайн-репетитор или онлайн-школа фиксируют ход обучения в электронном формате. Вы либо получите отчет по посещению занятий и успеваемости на электронную почту, либо полную информацию в личном кабинете на сайте онлайн-школы. Преподаватель или автоматическая система сразу отмечают, в каких занятиях участвовал ученик, какие задания выполнил и сколько баллов заработал.

Онлайн-обучение ничем не лучше очного

Многое зависит от преподавателя, при этом формы работы в онлайне — совместное редактирование документов, тестирование, публикация своих видеороликов — привлекают учеников новизной и многообразием.

Школьники редко расстаются с телефонами, а при онлайн-обучении смартфон помогает развить полезные навыки и получить знания.

Дети, которые учатся в интернете, привыкают сравнивать информацию из разных источников — развивают критическое мышление.

На онлайн-занятиях приходится не только пользоваться готовым материалом, но и создавать собственный: записывать аудио- и видеофрагменты, создавать формы опросов для исследований и представлять проекты в виде сайта или даже приложения. На обычном уроке смотрят видео и презентации на проекторе, слушают аудиозаписи, реже — работают с текстом на компьютере.

В онлайн-обучении цифровые технологии — неотъемлемая часть процесса.

Когда занятие проходит в интернете, преподаватель использует не только то, что приготовил к уроку, а мгновенно вводит материал, который интересен ученикам.

Например, на уроке биологии любой ученик или учитель сразу приводит примеры последних генетических экспериментов, причем не просто сухие факты, а видеосъемку выращивания тканей или интервью с учеными.

Виртуальный урок проще прогулять

Кажется, если ребенок пошел на курсы, к частному учителю или в школу — он обязательно дойдет и сядет за парту. Но это не всегда так. Иногда ученики не приходят к преподавателю, некоторые тратят «сэкономленные» деньги на газировку и кино.

Даже если школьник физически присутствует в классе, он не всегда включен в процесс. Некоторые умудряются витать в облаках, сидя на первой парте. При этом очное занятие проходит безвозвратно, а вебинары онлайн-курса можно пересмотреть в записи.

На уроке с репетитором отлынивать одинаково трудно и по cкайпу, и когда преподаватель сидит рядом. О том, что ребенок пропустил онлайн-занятие, вы узнаете в тот же день из сообщения скайп-репетитора или в личном кабинете на сайте онлайн-школы.

Мифы и правда об онлайн-обучении

При онлайн-обучении легче списать

Онлайн-школьники не тратят время на то, чтобы искать готовые ответы в интернете. Ученикам незачем обманывать других ребят и преподавателя — каждый высказывает свой вариант, получает вопросы, критику и помощь. Если ребенок не может выполнить задание или ответить на вопрос, он возвращается к материалам, которые дал репетитор или пересматривает записи прошлых видеоуроков.

Крупные онлайн-школы разрабатывают собственные интерактивные приложения для проверки знаний. В некоторых заданиях ученик получает подсказки, если ему трудно сразу решить задачу. Вставить не свои мысли в письменную работу при онлайн-обучении просто невозможно.

В отличие от сочинения, которое пишут от руки, набранный текст легко проверить в программе «Антиплагиат» — чужой фрагмент мгновенно будет обнаружен.

Если кто-то помогает ребенку справиться с онлайн-тестом, он оказывает медвежью услугу, ведь главные экзамены — ОГЭ, ЕГЭ и олимпиады — школьник будет писать в одиночку.

На онлайн-занятии трудно проявить себя

На индивидуальном занятии с очным или скайп-репетитором ученику принадлежит все время урока и внимание преподавателя. Здесь больше возможностей показать, на что способен ученик, чем при групповой работе. На онлайн-курсе для 30–40 учеников не каждый стремится первым дать верный ответ в чате.

Дело в том, что быстрые ответы — лишь один из способов показать свои знания. Преподаватель онлайн-курса обращает внимание на интересные вопросы учеников по теме урока, глубокомысленные или остроумные комментарии.

Еще больше значит вовремя сделанная домашняя работа и количество баллов, которые ученик набрал по результатам контрольной.

Чтобы учиться онлайн, нужно разбираться в цифровых технологиях

В онлайн-обучении школьники общаются по скайпу, открывают сайты, загружают документы и картинки, смотрят видео, слушают аудиолекции и скачивают приложения. Обычно ученик, у которого есть компьютер или смартфон, делал все это много раз.

Разработчики стремятся сделать сайты и программы понятными для любого пользователя — ведь от этого зависит успех их продукта.

Даже если ваш ребенок никогда не устанавливал приложения на планшет или не говорил по скайпу, он быстро освоится, ведь не зря же новое поколение называют «цифровыми аборигенами» — жителями цифровой среды.

Не понятно, стоит ли онлайн-обучение своих денег

Если вы нашли квалифицированного преподавателя и программа обучения отвечает вашим целям, например, готовит к сдаче ОГЭ по физике за два года или учит программировать на языке «Пайтон» за 4 месяца — сравните цены очного и онлайн-обучения.

Обычно цены на услуги скайп-репетиторов на 10–30% ниже, чем при очных занятиях. Только самые востребованные преподаватели не делают скидок на уроки в интернете.

Групповые занятия часто обходятся дешевле: если стоимость часа на очных курсах в среднем по регионам составляет от 400 рублей, то онлайн-урок стоит от 200. Запишите ребенка на пробное занятие — его обычно предлагают бесплатно — и посмотрите сами, удается ли преподавателю увлечь ученика.

9 мифов об онлайн-обучении

Рынок онлайн-образования растет. Блогеры создают образовательный контент, университеты переходят на дистанционную форму обучения, открываются онлайн-школы, обучающие любым профессиям. С увеличением популярности онлайн-образования становится больше заблуждений, связанных с ним. Рассмотрим 9 основных мифов об онлайн-обучении и расскажем, почему не стоит им верить.

Онлайн-обучение неэффективно, это пустая трата времени

В этом мифе есть доля правды: ни один курс не гарантирует 100% эффективности, если студент не заинтересован в получении знаний. Это справедливо и для онлайн, и для офлайн-обучения: если студент не хочет учиться, формат курсов, программа и педагог здесь ни при чем.

Эффективность зависит и от качества курса: насколько понятно и логично подана информация, как организована обратная связь учителя с учеником, какие предложены задания и дополнительные материалы.

Если студент выбрал качественный онлайн-курс и заинтересован в получении знаний, обучение для него будет эффективным.

Это подтверждают исследователи Центра социологии НИУ ВШЭ, которые выяснили, что образовательные результаты студентов не зависят от формата обучения.

Вот что говорит об онлайн-обучении Владислав Вдовин, менеджер проектов Medonos Media:

«Популярность MOOC-платформ привела к появлению огромного количества курсов разного качества — от бесполезных, прохождение которых не дает никакой «пищи для ума», до настоящих образовательных шедевров, открывающих новые возможности в карьере и жизни. И основная задача состоит в том, чтобы найти нужные курсы в бесконечном потоке информации, которые дадут максимум пользы.

Для таких быстроразвивающихся сфер, как разработка ПО, анализ данных или маркетинг онлайн-обучение может быть единственным источником актуальной информации, ведь традиционное образование реагирует на изменения крайне медленно, в то время как курсы, проводимые в режиме онлайн, способны реагировать на изменения рынка молниеносно, предоставляя обучающие программы на злобу дня.

Кроме того, онлайн-курсы — это отличный способ завести полезные знакомства с единомышленниками со всего света, что может положительно сказаться на карьерном и личном росте слушателя».

Все онлайн-курсы поверхностны

В интернете масса курсов. Часть из них поверхностна и полна воды, часть представляет из себя пересказ истории успеха спикера, а никак не обучение, часть обещает студентам золотые горы за красивые глаза и большие деньги. Сталкиваясь с плохими образовательными продуктами, люди теряют доверие к любым онлайн-курсам.

Но качественные курсы, дающие прочные знания, существуют. Главное не ошибиться в выборе. Для этого нужно прислушиваться к мнению экспертного сообщества, читать отзывы (слишком большое количество восторженных отзывов — скорее повод насторожиться) и внимательно следить за работой и успехами спикера. Подробнее о признаках эффективных онлайн-курсов читайте здесь.

Своими принципами выбора онлайн-курсов делится Александра Алешкова, руководитель группы внутреннего обучения компании ICL Services:

«Каждый год я прохожу 5+ полноценных электронных курсов и бесчисленное количество вебинаров. Опыт накопился большой, и сейчас я точно могу сказать, что есть более и менее результативные курсы.

Курсы выбираю следующим образом:

1) Экспертиза автора-ведущего курса. Смотрю комментарии предыдущих участников, читаю публикации ведущего, если они есть.

2) Анализирую программу курса, соответствие заявленных целей и предлагаемой программы. Нестыковки видны на уровне программы, например, обещают научить делать что-либо, при этом в программе этой теме уделено 15 минут, которых скорее всего будет мало.

3) По возможности знакомлюсь и общаюсь с автором.

Меня радует, что сейчас есть достойные результативные электронные курсы, так же, как и выбор хорошей литературы, тренингов и так далее. Правда, стало сложнее выбрать. Но с этим как-нибудь справимся».

Опытом онлайн-обучения также поделилась Екатерина Казанская, профессиональный сертифицированный коуч ICF:

«Будучи преподавателем ВУЗа с 20-летним стажем, я сама была против онлайн-обучения. Однако пройдя такое обучение в качестве студента, изменила свое мнение.

Для меня как для преподавателя важнейшими критериями являются уровень организации учебного процесса и качественное методическое обеспечение (обратная связь с кураторами, предоставление материалов).

Курсы стараюсь выбирать по представленной программе. Если вижу, что программа написана вдумчиво, охватывает темы, которые я хотела бы изучить, методически построена грамотно, то обычно записываюсь на курс».

Онлайн курсы — это самообучение за деньги

Любая информация найдется в интернете или в книгах бесплатно. Однако это путь сложный и длинный. Во-первых, не во всех книгах представлена актуальная информация, особенно если это сфера диджитал.

Во-вторых, легко потеряться в обилии информации. В-третьих, при самообучении освоение программы может растянуться до бесконечности.

Кроме того, не во всех бесплатных ресурсах можно найти полную информацию, необходимую для освоения тех или иных навыков.

По сравнению с самообучением онлайн-курс обладает важным преимуществом — наличием структуры.

Спикер уже изучил и переработал всю необходимую информацию, упорядочил ее и преподносит студенту порционно, по определенной системе.

В курсах также есть система мотивации, домашние задания и обратная связь — это помогает не бросить обучение на полпути. Кроме того, всегда можно обратиться за поддержкой к ментору.

Это слишком дорого

В онлайне много бесплатных курсов: их предлагают Универсариум, Институт Пушкина, Открытое образование, Coursera. Знания можно получить бесплатно, заплатить придется только за проверку и получение сертификата (по желанию). Стоимость сертификата курсов Открытого образования — 1800 рублей, Coursera — от $40. Универсариум принимает пожертвования от 100 рублей.

Если же говорить о платных курсах, очевидна экономия времени и денег: не нужно тратиться на дорогу, покупать учебники и дополнительные материалы. Во многих школах есть рассрочка или бесплатный период обучения: Skillfactory, Skillbox на долгосрочных курсах разрешают не платить первые несколько месяцев, в Geekbrains предлагают оплачивать обучение через год после его начала.

Для этого нужен мощный компьютер и специальная подготовка

Это зависит от выбранного курса. Если вы обучаетесь дизайну или программированию, понадобится новая техника. Но для большинства курсов подойдет обыкновенный ноутбук (а для некоторых и телефон) и умение пользоваться интернетом. Большинство платформ требует минимум компьютерных знаний, поскольку ориентированы на пользователей с разным уровнем подготовки.

Читайте также:  Учим английский по рекламным роликам

Для полноценного онлайн-обучения необходим высокоскоростной интернет и хорошо работающий компьютер, но это понадобится и при традиционном обучении.

Сертификат онлайн-курсов не ценится

Большинству работодателей важно не образование, а умение, навыки и опыт кандидата. Ценится способность к принятию самостоятельных решений, самообразованию и самосовершенствованию. Обучение на онлайн-курсах говорит о наличии у кандидата этих качеств. Поэтому диплом онлайн-курсов ценится не меньше, чем его бумажный аналог.

Многое зависит от компании. Для кого-то важны только государственные дипломы о высшем образовании или повышении квалификации, кто-то примет во внимание и обычный сертификат, не имеющий юридической ценности. Если вам нужен диплом государственного образца, выбирайте аккредитованные курсы с лицензией (Skillbox, Нетология, Geekbrains).

Комментирует Таисия Андреева, руководитель департамента управления персоналом и организационного развития ГК «Кабош»:

«Если говорить об онлайн-образовании как о дополнительном, то чаще всего для кандидата это преимущество.

Это говорит о том, что человек хорошо ориентируется в своей отрасли, ищет точки развития, источники новых знаний, он активен и не зашорен, заинтересован в получении новых навыков, неважно в каком формате. Я, например, между онлайн- и офлайн-курсами выберу именно онлайн.

В условиях дефицита времени тратить его на перемещение до учебы — это уже устаревший подход, тем более что качество онлайн-курсов сегодня часто не уступает офлайну.

Однако посмотреть какой-то курс и получить сертификат — этого еще не достаточно. Важно, как человек этим онлайн-образованием затем распорядится.

Так что информацию об онлайн-курсах кандидатам хорошо бы подкреплять тем, какие кейсы были решены при помощи полученных знаний и новых навыков, какие проекты удалось реализовать.

В этом случае онлайн-курсы становятся огромным преимуществом кандидата перед другими соискателями и коллегами».

На онлайн-курсах нет обратной связи

Существуют онлайн-курсы без обратной связи. Но в любом онлайн-курсе есть куратор или сотрудник поддержки, который отвечает на вопросы студентов.

Часто школы предлагают выбрать тариф: самый дешевый — без обратной связи, более дорогие — с обратной связью или личным куратором.

В онлайн-обучении используются чаты в мессенджерах, группы в соцсетях, связь по электронной почте, видеоконференции и вебинары.

Нет общения с другими студентами

Отчасти это правда: традиционный контакт между студентами отсутствует. Но взаимодействие между ними организовано с помощью чатов в мессенджерах, конференций и групповых занятий. Границы общения расширяются: в онлайн-курсах принимают участие студенты из разных городов и стран.

Рассказывает Александр Сафонов, главный редактор по контенту образовательной платформы «Юрайт», кандидат исторических наук, ученый секретарь УМО высшего образования:

«Я веду онлайн-курс по методике дистанционного обучения. В чате во время вебинара познакомились трое преподавателей Балтийского федерального университета (Калининград), пообщались, договорились между собой и начали совместное междисциплинарное обучение студентов».

Своим опытом поиска сотрудников и клиентов в чатах онлайн-курсов поделился Иван Буявец, предприниматель, интернет-маркетолог, основатель сервиса CHECKROI.ru:

«Я преподаватель и куратор 6 чатов по различным курсам в Skillbox, а также участник некоторых чатов по курсам других онлайн-университетов. У меня есть опыт поиска и партнеров, и клиентов, и сотрудников в чате.

Опыт поиска сотрудников у меня очень простой — я забрал нескольких студентов, только-только завершивших курс, на свои и клиентские проекты на стажировку. Через год вместе с этими ребятами мы раскачали небольшую онлайн-школу, вырастив ее в 4 раза, достигнув оборота в 2 млн рублей.

Сейчас это полноценные специалисты с кучей полезных навыков, которые работают у меня в команде. Я могу на них 100% положиться. Мы делаем интересные проекты в сфере онлайн-образования. Обратил я на них внимание во время общения в чате — они были активными, задавали вопросы, помогали другим.

Кстати, с тех пор, как они стали участниками моей команды, их активность в этих чатах выросла, им было приятно мне помогать.

К подобному опыту я могу отнести чаты со студентами, которые получают полноценную поддержку во время прохождения курса. Когда ты внимательно к ним относишься и отвечаешь на их вопросы, они считают, что могут помогать другим — и начинают активно помогать другим студентам решать задачи и направлять их в нужную сторону.

Опыт поиска клиентов еще проще, чем поиск сотрудника.

Есть несколько тематических чатов, где периодически либо появляются сами клиенты, либо либо кто-то говорит: «Есть новые клиенты, но я брать не хочу, кто возьмется?».

Ты просто связываешься с человеком, задаешь ему пару вопросов, и если вы друг другу подходите, можно приступать к общей работе. Обычно такие проекты были самыми долгоиграющими».

Нельзя проверить уровень знаний, легко списать и обмануть систему

Прохождение курса и усвоение материала часто остается на совести ученика. Однако многие курсы предполагают строгую проверку пройденного: интерактивные тесты, устные экзамены, практические задания, дипломные работы. Студенты должны понимать, что проходят онлайн-курсы для себя, а не для учителей или родителей. Обманывать в этом случае бессмысленно.

Статистика подтверждает, что большинство россиян положительно относится к идее обучения онлайн. Курсы не заменят классического высшего образования, но их гибкость и открытость делают их отличной альтернативой для всех, кому нужны дополнительные навыки. Доступ к онлайн-образованию может получить каждый человек, независимо от его местоположения.

Программы онлайн-курсов быстрее адаптируются к условиям современного мира и пополняются новой информацией. Зачастую узнать новейшую информацию в своей сфере или получить востребованную профессию можно только на дополнительном онлайн-обучении.

Кроме того, онлайн-курсы позволяют изучать определенные темы, погружаясь в них и не отвлекаясь на дополнительные предметы.

Даже если у вас уже был опыт онлайн-обучения в прошлом, не стоит судить по нему обо всех остальных курсах. Эта сфера развивается и растет, увеличивается количество качественных курсов, и есть шанс, что вы найдете именно тот, который устроит вас по всем параметрам.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Онлайн-школа. Мифы и реальность

Признавайтесь, сколько раз за последнее время вас приглашали на бесплатный вебинар, чтобы обучить супер-востребованному навыку или даже профессии?

Спорим, вы уже в воронке продаж какой-то онлайн-школы?

Признавайтесь, сколько раз за последнее время вас приглашали на бесплатный вебинар, чтобы обучить супер-востребованному навыку или даже профессии?Сколько раз за последнюю неделю вы видели в соцсетях блоги экспертов, которые предлагают пройти онлайн-курс?Сколько бесплатных чек-листов, видео-уроков, писем ежедневно приходит вам на почту? Если ответ: «Много!», — поздравляю! Вы определенно попали в воронку продаж одной из многочисленных онлайн-школ. А, может, вы сами решили зарабатывать удаленно и уже обучаете кого-то за деньги? Или только прикидываете, возможно ли заработать на онлайн обучении? И правда ли, что проведение мастер-классов в интернете может принести реальные деньги на банковский счет.Меня бы это нисколько не удивило. А даже наоборот — обрадовало. Почему? Скоро узнаете!Онлайн-образование в целом, как онлайн-школы в частности — пожалуй, самый популярный бизнес на данный момент. Именно поэтому сейчас практически каждый из нас ежедневно сталкивается с видео-уроками, вебинарами, имейл-рассылками.Знаете, это как раньше все девочки мечтали открыть салон красоты или шоурум, а мальчики — просто иметь собственный бизнес, но обязательно с крутым офисом и симпатичной секретаршей. А сейчас те и другие имеют возможность спокойно продавать курсы в том же Инстаграме, лежа на пляже и попивая коктейльчик где-нибудь на островах. И при этом иметь в руках реальные деньги, а не кучу проблем с необходимостью присутствовать на работе 24/7. Конечно, я про тех, кто умеет работать, находить способы монетизации собственных знаний и смотрит на построение дела серьезно — без розовых очков. Я уже вижу саркастическую ухмылку тех, кто настроен скептично. «Ага, рассказывай. Вебинары там какие-то, острова, онлайн-школы. Это ведь не реальный бизнес, а продажа воздуха!»Я понимаю: сейчас вокруг данной темы крутится много мифов и слухов. Разобраться сложно. И это вполне понятно, ведь информация и предложения, представленные на рынке, иногда недобросовестны. Так всегда происходит, когда тема становится слишком популярна — появляются новоявленные «эксперты», не имеющие ничего общего с реальным онлайн-образованием и начинают рассказывать сказки. Они же, как правило, и пытаются продать немного «воздуха». Иными словами, некачественный продукт. В результате обучение приводит только к большему распространению мифов, росту предрассудков.

Поэтому давайте поговорим начистоту, апеллируя только фактами. Если вы интересуетесь предпринимательством и хотите увеличить доход, наверняка вас заинтересует новая ниша — онлайн-образование, где уже сейчас можно заработать хорошие деньги.

Моя статья ответит на самые актуальные вопросы, а именно:Так ли просто — открыть онлайн-школу?Что действительно понадобится для старта?

Сколько стоит онлайн-школа?

Почему я вообще имею право об этом говорить?

Предлагаю познакомиться.Меня зовут Георгий.

Так я запомнюсь, как профессионал:

  • *Я занимаюсь онлайн-обучением с 2010 года (да-да, в те бородатые годы еще даже не было блогеров, которые пачками продавали курсы со своих страниц в Инстаграме)
  • *Я вывел на рынок более 70 продуктов в ценовом диапазоне от 100 рублей до 6000 евро
  • *Совместно с командой мы построили воронки продаж, они принесли нашим клиентами более 1,5 млн долларов на полном автомате
  • *Через наши воронки прошло около 80 000 челов
  • А так я запомнюсь, как человек:
  • *Уже несколько лет я с семьей живу в Израиле, это не мешает мне работать с людьми по всему миру
  • *Я верю в то, что за онлайн-образованием — будущее. Поэтому мой сын 1,5 года успешно учился дома с помощью интернета
  • *Я убежден — онлайн-школы — самое перспективное бизнес-направление, поэтому я безумно фанатею от своей работы

Итак, как же представляют нам онлайн-обучение интернет-гуру? Онлайн-школы — трамплин, запрыгнув на который, попадете прямиком в список Forbes. Большой каньон, наполненный деньгами. Или золотой карьер. По крайней мере, нам это старательно доказывают. Показывают супер-кейсы, где люди зарабатывают миллионы, говорят: «Это может повторить каждый». Конечно, под манящим словом «каждый» вы представляете себя (как еще тысячи других людей). Мысленно тратите миллионы, каждый месяц поступающие на счет, покупаете десятый спорткар, на переднем сидении которого вместо обычной «симпатичной секретарши» сидит уже как минимум модель Victoria's Secret. Одним словом, вырисовывается картинка даже не идеальной жизни, а заоблачной мечты. И вот, вы уже готовы отправиться навстречу новой жизни. Спрашиваете «спецов»: «А что делать-то надо?» Они отвечают: «Да, собственно, ничего!» Как так? Совсем-совсем ничего? Конечно! Онлайн-школа ведь супер-дело, где стартовать может любой. Самое главное — без вложений. Через 3 месяца вам обещают доход в 150 тысяч, через 6 — от 1 млн рублей в месяц. «Каждый запуск будет стабильно приносить минимум 1 млн рублей, — говорят эксперты в своих блогах, — Школа может приносить и 3 млн рублей в месяц». Заманчивая перспектива, правда? Слушаете цифры и не можете поверить собственным ушам. Но ведь так хочется скорее прикоснуться к этой сказочной жизни. Ведь спортивная машина, модель, миллионы на банковском счету — они совсем рядом, стоит только протянуть руку. Уже совсем робко, еле слышно повторяете вопрос: «Что нужно, чтобы открыть онлайн-школу? Поделитесь волшебным чек-листом по заработку!» Повторяют: «Практически ничего!» Вложений не надо. Профессионализм особый не требуется. Это же не высшая математика. Всему можно научиться быстро, достаточно пройти наши курсы по открытию онлайн-школы. Экспертность можно вытащить из любого. Уже через месяц пойдете учить людей и грести деньги лопатой. Признаюсь: даже когда я сам смотрю такую рекламу, текут слюнки: ну же, научите меня секретным методикам. Я тоже хочу зарабатывать и совсем ничего не делать. Какая экономия ресурсов! Может быть вам, влиятельным бизнесменам, известны тайны, недоступные нам, простым смертным? И даже тем, кто проработал в индустрии онлайн образования уже почти 10 лет. Стоп. А если вернуться в реальность и посмотреть на предложения критически? Если создание онлайн-школы — настолько выгодно, зачем учить этому всех подряд? Это ведь, получается, раскрытие тайны, некого знания, доступного лишь избранным. Кстати, а вас когда-нибудь приглашали качать нефть из скважин? Меня — нет. Моих друзей, вроде, тоже. А кого-нибудь вообще приглашали? А так, чтобы всех, повально? Что-то не припомню такого…Или я что-то упускаю? Да вроде бы нет. А потом, вы действительно верите, что свое дело — это так просто? Есть официальная статистика, согласно которой из 100 стартапов через год на плаву остается 1-2. Окей, давайте предположим, что у онлайн-школ статистика другая. Все-таки ниша новая. Может быть, она стала такой популярной именно потому, что продажа курсов — просто, получается у всех с первого раза. Я в это, конечно, не верю и чуть позже докажу вам свою точку зрения открыто — на цифрах, но давайте представим, ради интереса. Хорошо, онлайн-школа — это очень просто, а эксперты готовы поделиться с вами своим сакральным знанием. Надо просто прийти на их курс. Похоже, дело в шляпе! Хотя нет, постойте. Онлайн-школа — это ведь зарабатывание денег на обучении других, в конце концов. Думаете, учить может любой, и это так просто? Мой опыт показывает, что преподавать может далеко не каждый. Иногда не справляются даже те, кто разбираются в своем деле на все сто. Чтобы учить людей и давать им результат, нужно призвание, как и в любом другом деле. Еще не помешают умение общаться с людьми и не нервничать, терпение, поставленная речь. На это вам говорят: «Ты можешь стать либо экспертом, либо продюсером. Плохо преподаешь? Ничего страшного. Есть человек-продукт, кто составляет программу, пишет курс, занимается с учениками, а есть человек-продажа, он занимается маркетингом, финансами, продажами и прочими бизнес-процессами. Просто найди эксперта и продвигай его. Будешь зарабатывать столько же, а то и больше.» Здесь уже у меня возникает вопрос. Если каждый может стать экспертом, каждый может стать продюсером, почему наша страна все еще не похожа на страну миллионеров, и все до сих пор не ушли в онлайн-образование? Почему средняя зарплата по стране — 20 000 рублей? Почему из 100 новых стартапов выживают максимум 1 или 2? Нам явно что-то недоговаривают. Это все, конечно, риторические вопросы. Я просто хочу, чтобы вы жили без иллюзий. Понимали реальное положение вещей. Чтобы вас не обводили вокруг пальца сомнительные «эксперты». Чтобы вы сами не считали и не рассказывали другим, что вся индустрия онлайн образования — «продажа воздуха». Я хочу, чтобы у тех, кто решит посвятить себя онлайн образованию, это получилось на все 100%. Да, онлайн-школы — это, пожалуй, самый перспективный бизнес. Да, на них действительно можно заработать и миллион, и 3 миллиона, и даже 5 миллионов евро. Да, всему можно научиться. Но. Это такой же бизнес, как остальные. Нужно работать, как везде. Курить бамбук, грести деньги лопатой не выйдет. А еще, если хотите продавать нормальный продукт, давать людям пользу, получая в ответ благодарность и деньги, то, конечно, потребуются вложения. Ведь, возвращаясь к первому пункту, — это такой же бизнес, как все остальные. А, если вы хотите последовать примеру некоторых «коллег», продавать воздух, вложений потребуется еще больше. Потребуется упаковка, маркетинг, реклама. Люди ведь не дураки, воздух покупать не спешат.

Читайте также:  Как пройти обучение английскому языку с нуля эффективно и бесплатно: советы по самостоятельному изучению, полезные каналы, сайты и приложения

Окей, допустим вы согласны. Понимаете, что придется поработать, вложить время, деньги, усилия, но результат того стоит. И вы совсем не дурак, как и те, кто не хотят покупать воздух.

Поэтому понимаете также и то, что из «вообще ничего не надо делать» бизнес и доход в 1 млн рублей в месяц не вырастает. Но вы новичок в сфере онлайн-образования сомневаетесь, с чего начать.

Какие могут быть варианты?

7 мифов об онлайн образовании: чем привлекает аудиторию новый формат обучения

То, как страна жила в период самоизоляции, раньше могло казаться выдумкой: по миру, как в какой-нибудь антиутопии, разошлась волна непонятного вируса, в магазины пускали ограниченное количество человек, а учёба и работа полностью перешли в онлайн. Звучит футуристично, но в 2020 году это стало реальностью.

Даже после выхода с самоизоляции многие предпочитают оффлайну интернет пространство: люди открыли для себя преимущества шопинга без долгих походов по магазинам, заказ продуктов и, конечно, доступное самообразование. Вокруг онлайн обучения существует много мифов, большинство из которых не оправданы.

Так где же истина?

Миф № 1: Онлайн-обучение — это пустая трата времени

Принято считать, что интернет в целом — пустая трата времени. Ноутбуки, планшеты, телефоны ассоциируются исключительно с развлечением, в то время как интернет открывает огромные возможности для саморазвития через курсы и приложения.

В онлайн формате можно проходить любые курсы, от языковых до инженерных, в удобное время и в удобном темпе, не переживая, что преподаватель с другими учениками убежит вперёд.

Также есть курсы, которые предполагают занятие с учителем через видео-сервисы (ZOOM и остальные), так что это похоже на обычное занятие, но учитель и ученик находятся не в одном классе, а за сотни, а то и тысячи километров друг от друга. Старшему поколению это может казаться несерьёзным, а вот молодёжь ценит комфорт от такого обучения и даже не всегда хочет возвращаться в оффлайн.

Миф № 2: Онлайн-обучение не даёт знания

Знания получают те, кто готов их брать. Не играет роли, в каком формате идёт урок: кто-то вынесет пользу с онлайн занятий, а кто-то с индивидуальных уйдёт ни с чем.

Возможно, занятия по сети требуют чуть большей концентрации, но, по сути, несут в себе ту же программу, что и оффлайн курсы.

Также не стоит забывать, что программы разных курсов одного и того же направления строятся тоже по-разному, поэтому и вне онлайна они будут различаться и нести разную нагрузку.

Миф № 3: Можно списать, обмануть систему

Списать и обмануть можно всегда, но если человек целенаправленно проходит обучение, то в его же интересах выполнять задания, пусть даже с ошибками. Возможно, пользоваться читерскими лайфхаками захотят дети, но не стоит их за это ругать, всё же списывание — часть школьной романтики.

Достаточно поговорить и объяснить, что знания — это вложение в их будущее.

Если речь не о школе, то, возможно, нужно попробовать сменить курсы (особенно, если ребёнок хотел заниматься мультипликаторством, а его отдали на ментальную арифметику) или попробовать занятия с другим преподавателем, который найдёт другой подход к обучению.

10 мифов о дистанционном обучении

Не во всех популярных вузах есть возможность получить диплом дистанционно. Но там, где такая форма обучения предусмотрена, программа не отличается от традиционной. И там, и там учащиеся проходят одни и те же предметы, занимаются по одним и тем же учебникам. Разница заключается только в подаче материала.

Как и в случае с традиционным форматом, качество обучения в первую очередь зависит от вуза, колледжа или учебного центра. С ростом популярности дистанционного образования выросло и количество учебных заведений, которые его предлагают.

Среди них есть как серьезные, так и «однодневки», предлагающие самые разные программы и дипломы, зачастую в очень сжатые сроки и за небольшие деньги. Качество здесь может быть довольно низким, что и питает миф.

А ведь дистанционное обучение также есть, например, в Массачусетском технологическом институте, Калифорнийском университете, Гарварде, Стэнфорде и др. 

Дистанционное обучение в современном виде появилось в России недавно. Еще десять лет назад работодатели и впрямь относились с недоверием к дипломам, полученным онлайн. В некоторых сферах ничего не изменилось до сих пор, однако в целом ситуация постепенно улучшается.

Компании и сами охотно отправляют сотрудников учиться дистанционно, поскольку это позволяет сэкономить время и деньги, а при приеме на работу обращают больше внимания на то, где учился и что заканчивал соискатель, а не на форму обучения.

Кроме того, в любом случае в первую очередь ценятся реальные знания, навыки и опыт, а не «корочка».

Многим кажется, что дистанционное образование предполагает изоляцию от профессиональной «тусовки». Ведь в вузе важны не только сами знания, но и контакты, общение с однокурсниками.

«В онлайне» увидеться по-настоящему ни с кем, и правда, не получится, если только студенты не решат собраться где-нибудь в свободное время. Но это не значит, что здесь нет коммуникации и обмена мнениями.

Студенты общаются на семинарских онлайн-занятиях, во время дискуссий и конференций. Как правило, создаются группы в социальных сетях.

Дистанционное образование часто выглядит для людей со стороны так: не нужно ходить на пары и экзамены, можно слушать лекции, сидя в пижаме и с чашкой чая. Создается впечатление, что и график работы студенты выставляют сами, а выполнение домашних заданий — дело добровольное.

И правда, есть онлайн-курсы (например, в Khan Academy), построенные по принципу вебинаров. Студент смотрит их в удобное время, иногда выполняет практические задания, но при этом никто не оценивает, насколько хорошо он усвоил информацию. На других платформах для получения диплома надо лишь выполнить серию заданий и сдать экзамены, а сроки каждый выставляет сам.

И все же в крупных учебных центрах и вузах система ничем не отличается от традиционной. Программа точно так же разбита на семестры, в конце каждого надо сдавать экзамены. Необходимо посещать все лекции и семинары онлайн, в срок выполнять домашние задания.

Еще один стереотип — дистанционные программы не позволяют проверить уровень знаний. Кажется, что во время контрольной в аудитории списать не так-то просто, тогда как во время онлайн-теста можно параллельно искать информацию в интернете либо скачать и прислать чужую письменную работу при случае.

Все это не соответствует действительности. Письменные задания тщательно проверяются на предмет плагиата и могут быть не засчитаны. Вместо традиционных билетов студентам предлагаются тесты и практические задания, которые также выполняются онлайн. Время ответа на каждый вопрос ограничено, поэтому списать не получится.

Кажется, что из-за отсутствия общения в интернете сложнее будет «поймать» преподавателя, задать ему вопрос или попросить прокомментировать оценку.

Но на самом деле онлайн-образование дает в этой сфере даже еще больше возможностей, чем традиционное. Преподаватели всегда находятся на связи, им можно написать по электронной почте или в социальных сетях.

Как правило, есть возможность обсуждать что-то в группе курса или в чате.

На первый взгляд, заочное обучение и впрямь похоже на дистанционное: и там, и там не нужно физически присутствовать на занятиях. Однако на деле тут больше различий, чем сходств.

Студенты-заочники большую часть времени не появляются в вузе и занимаются в одиночестве, самостоятельно: лишь периодически у них проходят очные занятия, зачеты и экзамены в стенах учебного заведения.

Те же, кто проходит обучение дистанционно, должны присутствовать на занятиях вместе со всеми остальными, участвовать в обсуждениях и дискуссиях, только в онлайн-режиме. В некоторых вузах нужно ездить на сдачу выпускных экзаменов и защиту дипломов, а в других даже этот этап проходит удаленно.

Дистанционное обучение полностью проходит в интернете, и из-за этого возникает ощущение, будто для этого нужно быть гуру интернета и пользоваться кучей приложений. На деле же достаточно уметь пользоваться браузером, электронной почтой и текстовыми редакторами. Скорее всего, понадобится аккаунт в социальных сетях, но и это вряд ли станет серьезной проблемой.

Также многие считают, что для дистанционного обучения необходим мощный компьютер, хотя в действительности с подобными задачами справится любой современный ПК или лэптоп. Исключение составляют лишь случаи, когда для учебы требуются «тяжелые» программы (например, Photoshop или другие графические редакторы). Впрочем, это справедливо и для студентов очных программ.

Для того чтобы учиться дистанционно, понадобится современный компьютер, высокоскоростной интернет и, возможно, некоторые специальные программы, в зависимости от направления. Это, конечно, потребует вложений, однако и при традиционном формате обучения сложно обойтись без всех этих вещей.

А вот стоимость самого обучения в случае с онлайн-программами будет ниже. Сэкономить можно будет также на общежитии, транспорте, обедах, взносах в студенческий союз и т. п.

Главный недостаток дистанционного образования — отсутствие практических занятий в аудитории. Однако современные технологии позволяют использовать в обучении виртуальные тренажеры, симуляторы, моделировать реальные ситуации в игровом формате и т. д. Кроме того, некоторые программы предусматривают практику в вузе и его филиалах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector