Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке

Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке

Практически все, кто ко мне обращается, хотят научиться говорить. Однако по прошествии времени приоритеты меняются, и ученики понимают, что говорить худо-бедно они могут, а вот понимать на слух – с трудом. Внезапно. Умения аудирования почти всегда воспринимаются как нечто второстепенное. Но стоит начать заниматься английским или поехать за границу, тут-то и начинаются трудности с пониманием английского на слух.

Сообщение в аэропорту – какой выход на посадку объявили? Куда бежать?

Экскурсия на оливковую плантацию – что говорит экскурсовод? Какое оливковое масло лучше брать? Как отличить хорошее от плохого?

Гид в отеле проводит ориентацию – где проходит завтрак? Где брать полотенца? Что включено в обслуживание, что нет?

Официант в ресторане – из чего, он говорит, сделано это блюдо?

И так далее…

Аудирование как вид речевой деятельности

Вы, может быть, удивитесь, но речевая деятельность — это не только, когда вы говорите. Это любая деятельность, в которой вы используете или манипулируете речью (хоть устной, хоть письменной). И в лингвистике выделяют четыре вида речевой деятельности или умения:

  • — аудирование/понимание на слух/listening
  • — говорение/устная речь/speaking
  • — чтение/reading
  • — письмо/writing.

В одном уважаемом журнале (ELT Journal*) пишут, что 50% времени общения мы слушаем других, 30% времени мы разговариваем, остальные 20% остаются на чтение и письмо. Под общением здесь стоит понимать не только непосредственное общение лицом к лицу с собеседником.

Коммуникация начинается с того момента, как мы просыпаемся, и заканчивается, когда ложимся спать. Стоит выйти на улицу – и вы уже коммуницируете)) До вас доносятся обрывки разговоров.

Вы смотрите на карту метро, интерпретируете, извлекаете информацию, действуете. Слышите «Осторожно, двери закрываются!» — сообщение получено. Читаете меню в кафе. Договариваетесь о встрече и записываете ее в ежедневник.

Пишете рабочий email коллегам, о чем-то договариваетесь. Обновляете статус в Фейсбуке, читаете новости друзей.

Все это – коммуникация. Как видите, речевая деятельность – это не только устный разговор с живым собеседником. Это и чтение, и письмо. И послушать, и поговорить.

Аудирование и жизнь

Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке

В этом смысле мы действительно проводим большую часть дня, слушая различные сообщения и тексты. Вот как все происходит: слушаем и смотрим утренние новости за завтраком, обмениваемся приветствиями и «какделами» с соседями в лифте, слушаем музыку или аудиокниги в метро, улавливаем диалоги на эскалаторе и на улице, сообщения из громкоговорителей, непосредственно общаемся с людьми, слушаем их. Ради эксперимента, запишите все-все-все, что вы сегодня услышали. Вы удивитесь. И это при том, что вы сознательно вспомните лишь некоторую часть всех случаев за день, почему-то оказавшихся важными или интересными. Остальное просто остается за скобками, что не значит, что его не было. Что же получается: не жизнь, а сплошное аудирование как вид жизнедеятельности речевой деятельности))

Виды аудирования

Не всякое аудирование одинаково полезно и жизненно важно. Огласить весь список? В методике преподавания давно все изучено, описано и каталогизировано. Это ж ученые, им только дай поизучать и облечь все в научные термины!

По тексту и жанру

То, что будет характерно для университетской лекции, будет звучать чужеродно в дружеской беседе. Новости по радио или ТВ представляют совершенно другие трудности для понимания и требуют немного других умений аудирования (listening skills), чем, скажем, кулинарное шоу.

Это имеет значение с точки зрения особенностей построения и организации текста (структурированная лекция с маркерами дискурса – First of all, another important point is that…, to sum up – и хаотичная дружеская перепалка). Выбор лексики, грамматических структур и даже особенности произношения в разных жанрах тоже могут и будут отличаться (быстрый темп речи у дикторов в новостях и четкая, размеренная лекция).

Вот, послушайте.

Радио новости:

Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке

Объявление выхода на посадку:

Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке

Разговор знакомых:

Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке

Лекция:

Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке

Слышите разницу? Да, это все примеры из адаптированных текстов, но разница ощущается даже здесь.

Текстов и жанров бесконечное множество, просто вернитесь к своему списку всего, что вы услышали за день.

По цели

В зависимости от жанра текста и слушаем мы с разными целями. Иногда нужно понять самое важное, основную мысль; иногда важны детали (что? где? когда?) – например, в новостях о чрезвычайном происшествии; иногда нужно понять все. Кстати, именно поэтому не стоит расстраиваться, если вы не понимаете каждое слово там, где это и не нужно.

А в методике есть такие различения видов аудирования по цели:

Interactional listening versus Transactional listening

Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке

Interactional listening— это когда мы взаимодействуем с людьми не для обмена информацией и фактами, а для налаживания и поддержания отношений. Мы обмениваемся «какделами», комплиментами, болтаем ни о чем на вечеринке и следуем нормам социального поведения. Строим отношения. Конечно, в процессе мы можем сообщить что-то новое и важное, но основная цель не в этом.

Transactional listening – это когда мы принимаем какую-то информацию (в отличие от «как дела?», «отлично выглядишь», которые по сути не несут особой информации), а у коммуникации есть определенная цель (а не просто потешить самолюбие другого с помощью комплимента и таким образом укрепить отношения). Полученную информацию мы используем для принятия решений или каких-то действий. Здесь мы фокусируемся на сообщении, message, а не на собеседнике, поэтому сообщение нужно доставить и принять правильно и аккуратно.

И одно не противоречит другому: в дружеской беседе «ни о чем» для поддержания отношений может возникнуть какой-то интересный момент, новый или полезный для вас, в результате чего вы решите что-то сделать.

Instrumental listening versus Pleasurable listening

Instrumental listening – это когда у нас есть четкая цель: зачем мы слушаем? Например, включения на радио о пробках на дорогах нам важны, чтобы понять, как лучше добираться до работы.

Или объявление выхода на посадку в аэропорту. Нам нужно услышать и понять только номера рейса и выхода, и нет смысла печалиться, если вы не уловили все-все-все слова.

Они лишь оформляют эту важную информацию.

Pleasurable listening говорит само за себя. Тут мы слушаем для удовольствия и приятного времяпровождения, например, на поэтическом вечере (остались еще любители поэзии?).

Extensive listening versus Intensive listening

Extensive listening – это когда вы смотрите фильм, ток-шоу и любые другие тексты. Вы просто слушаете, получаете удовольствие, понимаете, что можете, и никто не тестирует ваши умения аудирования))

Intensive listening по большей части происходит на уроках. Мы не просто слушаем, мы как-то манипулируем текстом в целях обучения listening skills и английскому языку.

Выполняем упражнения, работаем с лексикой, грамматикой, коммуникативными функциями и т.д.

В жизни интенсивное аудирование происходит на разнообразных лекциях и презентациях, когда вы пишете заметки по мотивам услышанного.

Как видите, во всех этих понятиях невозможно провести четкую грань, что вот сейчас я слушаю исключительно для удовольствия, а сейчас с четкой целью. Эти разграничения по видам аудирования в основном существуют в методике преподавания для планирования процесса обучения. В жизни мы об этом не думаем и разграничений не ставим.

Так что, единственное, зачем это знание может пригодиться изучающим английский, это для выбора стратегии аудирования: как слушать – внимательно или вполуха? стараться понимать все или уловить основную мысль? Ну и еще это знание может оказаться полезным для выбора своего отношения к проблемам с пониманием речи на слух)) Как я написала выше, не стоит переживать, если вы понимаете не всё там, где это и не нужно. Как говорится, понять и простить (с)

По стилю

Interactive listening versus Non-interactive listening

Interactive listening – в этом случае слушатель принимает участие в разговоре, т.е. от него требуются еще и speaking skills. Это явно сложнее, ведь нужно не только понять, но и отреагировать,  оформить свои мысли и поддержать разговор.

Non-interactive listening  — это когда вы пассивный слушатель, и от вас не требуется никакого участия.

Итак, еще раз:

Виды аудирования:

Виды Пример Зачем это знать
По тексту и жанру
  1. Лекция
  2. Ток-шоу
  3. Новости по радио              
У каждого жанра – свои особенности, влияющие на понимание
По цели
  • InteractionalVS Transactional
  • InstrumentalVS Pleasurable
  • Intensive VS Extensive
В зависимости от цели (зачем слушать) мы выбираем разные стратегии аудирования (как слушать)
По стилю InteractiveVS Non-interactive Определяем степень нашей вовлеченности и бдительности

Методика развития навыков аудирования

Аудирование – один из четырех навыков владения английским языком, и он настолько многосоставной, что внутри его разделяют subskills, например, listening for general idea (понимание основной мысли), for specific information (поиск конкретной информации), for detail (понимание деталей) и так далее. Именно поэтому в учебниках английского к заданиям по аудированию предлагаются разные виды упражнений, например:

Читайте также:  Американский юмор на День благодарения: лучше индейка в духовке, чем журавль в небе

Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке

  1. Задание 4а – понимание основной мысли, listening for general understanding
  2. Задание 4b – вслушиваемся более внимательно, ищем конкретную информацию – specific information
  3. Правда, чаще всего, как я уже писала, эти задания 1) тестируют уже имеющиеся навыки аудирования, а не развивают их, 2) используются как контекст для грамматики, а не полноценный шанс поработать над listening subskills и 3) игнорируют языковой материал и работу над развитием коммуникативных функций.
  4. Так вот, в моем понимании идеальный и всесторонний подход к развитию навыков понимания устной речи в плане методики включает в себя работу над:
  5. 1.  Развитием навыков аудирования (listening subskills)
  6. 2.  Лексикой: устойчивые выражения (collocations), новые слова и выражения
  7. 3.  Грамматикой: типичные для жанра конструкции, новая грамматика
  8. 4. Коммуникативными задачами, функциями
  9. 5. Прагматикой высказывания
  10. 6.  Организацией текста: как он структурирован в зависимости от жанра

7.  Связностью текста: за счет чего текст становится единым целым, с помощью каких способов связности текста 8.  Фонетикой: произношение, темп, акцент, поведение звуков в быстрой связной речи

Правда, если вот так вот идеально работать, придется на один небольшой текст потратить несколько уроков, что непозволительная роскошь. Но зато и эффект будет ого-го! Обычно же, конечно, лучше всего прицельно и пристрастно выбирать, над чем поработать и на чем сфокусироваться в данном конкретном аудировании.

  • В следующий раз об эффективном аудировании: что мешает и что помогает понимать речь.
  • Полезные учебники для аудирования.
  • *Rivers in Gilman and Moody 1984:331, quoted in Vandergrift, L. Facilitating second language listening comprehension: acquiring successful strategies, ELTJ 53/3 July 1999 
  • Дарья Масловская

Роль аудирования в изучении английского языка

Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке

Можно сколько угодно долго штудировать грамматику и заучивать слова английского языка, но без навыков аудирования вы вряд ли научитесь бегло и правильно разговаривать, а при встрече с иностранцем-носителем языка вы не разберете и половины слов его речи. Так что же такое аудирование и почему эти навыки и умения играют такую важную роль в изучении английского языка?

Что такое аудирование?

Аудирование — это способность, умение различать на слух и понимать, что говорят другие. Применительно к изучению языка – это умение понять английскую речь во время ее произношения.

То есть за нескольких секунд, во время которых проговаривается фраза на английском языке, необходимо понять акцент говорящего, распознать употребленные им грамматические структуры и словарный запас, которым он владеет.

Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке Научиться слышать можно только слушая, неспособных к восприятию речи людей не бывает

С чем связаны трудности при обучении «слушанию»?

Аудирование традиционно остается одним из самых трудных и наименее любимых у учащихся аспектов изучения английского языка.

Научиться понимать иностранную речь зачастую оказывается сложнее, чем научиться разговаривать. При возникновении первых трудностей у многих учащихся пропадает внутренняя мотивация к изучению языка.

Чтобы решить эту проблему, нужно понимать, почему аудирование вызывает такие проблемы.

  • Речь спонтанна и мимолетна. В отличие от письменных текстов, учеников пугает сама мысль о том, что если они что-то не поняли с первого раза, у них не будет возможности перечитать еще раз и разобраться.
  • В потоке речи кажется невозможным расслышать паузы, «пробелы» между словами. Это не значит, что вы неспособны к обучению, это нормально, даже носители языка бывает испытывают сложности с тем, чтобы правильно выделять слова в потоке речи.
  • Наша речь интерактивна, то есть когда мы смотрим на собеседника, облегчить понимание смысла услышанного помогают жесты и мимика. Если что-то непонятно, всегда можно переспросить. А вот как быть с оповещением в аэропорту, с заданием на экзамене? В этих ситуациях невозможно контролировать поступающую информацию, и такое аудирование наиболее сложное.
  • Письменная речь структурирована и грамотна. Разговорная речь наоборот пестрит ошибками, оговорками, мысли часто сбиваются, перепрыгивают с одной на другую. Достаточно сложно следить за подобным потоком сознания.
  • Часто, в начале изучения английского языка, студенты пытаются услышать и понять каждое произнесенное слово и очень разочаровываются в себе, когда этого не происходит. Первое, что вы хорошо должны хорошо для себя понять — в реальной жизни совершенно не нужно понимать каждое слово, которое вы слышите. Мы слушаем только для того, чтобы получить необходимую информацию. Надо научиться вычленять ее в общем потоке речи и не обращать внимания на непонятные слова.

Как научиться слушать и слышать на английском языке

Давайте разберемся, как работать с аудированием, чтобы не пугаться native speakers, понимать, о чем поет неповторимая Бьорк и не бояться смотреть англоязычные фильмы на языке оригинала.

Нужно понять, что ни один даже самый прекрасный учебник или опытный преподаватель не заменят для вас практики. Научиться слышать можно только слушая.

Начинать лучше всего с несложных учебных материалов, адаптированных под разные уровни языка: диалогов к учебнику, чтения небольших текстов адаптированной литературы с аудиодиском, просмотра специализированных подкастов или даже простых комедийных сериалов.

Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке Развивать навыки аудирования необходимо с прослушивания адаптированных учебных материалов и лишь потом переходить к аутентичным

В этих учебных материалах все говорят по очереди, достаточно медленно, грамматически правильным языком, проговаривают полные предложения, на заднем фоне практически отсутствуют шумы.

Начинать развивать свои навыки аудирования нужно именно с таких материалов, потому что аутентичные (неадаптированные) материалы на начальном уровне изучения английского языка могут отбить всякую охоту и мотивацию.

Как правило, аудио-тексты в современных коммуникативных учебниках максимально приближены к реальным жизненным ситуациям.

Овладев учебными материалами, пора приступать к аудированию аутентичных аудиозаписей, именно они подготовят вас к восприятию реального языка, который можно услышать на улице, по телевизору или при живом общении с иностранцами.

Роль аудирования в подготовке к ЕГЭ по английскому языку

Аудирование объективно сложный процесс, хотя неспособных к восприятию речи людей не бывает, просто над развитием этого умения нужно упорно и целенаправленно работать.

Тогда со временем вы сможете прекрасно уметь слышать и понимать слова песен на английском языке, смотреть зарубежный фильм и легко воспринимать, о чем непринужденно говорят герои, испытывая удовольствие, не напрягаясь над каждым произнесенным ими словом.

Но к этому уровню восприятия речи на слух можно стремиться, но пока для студентов, кому нужен английский язык для поступления в ВУЗ, существует другая проблема — задания по аудированию в структуре ЕГЭ по английскому языку. По данным статистики, самые низкие баллы на ЕГЭ большинство школьников получают именно за этот блок заданий.

Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке По данным статистики, самые низкие баллы на ЕГЭ большинство школьников получают именно за этот блок заданий по аудированию

В структуре ЕГЭ по английскому языку обычно есть три задания по аудированию: школьник должен уметь понимать основную информацию, дать ответы на вопросы к аудиоматериалу, то есть понять запрашиваемую информацию и детально понять прослушанный им текст. У этих трех видов заданий отдельные задачи, соответственно стратегии их выполнения совсем разные, их надо активно проработать на занятиях с вашим репетитором английского языка.

Вот несколько советов, на что обратить внимание при подготовке к аудированию на ЕГЭ.

  • Не просто слушайте образцы экзаменационных роликов, но и полностью выполняйте пробные задания на бланках.
  • Чтобы в ходе ЕГЭ по английскому на аудировании в условиях стресса не тратить лишние усилия и время в попытках понять, что от вас хотят в этом задании, постарайтесь на занятиях английским с репетитором создать себе условия, максимально приближенные к тем, которые будут на экзамене. Слушайте через колонки, а не через наушники, постарайтесь выполнять задания именно за тот период времени, которое на них отводится на ЕГЭ.
  • По данным последних лет, достаточно много ошибочно заполненных бланков ЕГЭ. Постарайтесь облегчить себе жизнь, чтобы ваш мозг на аудировании был занят только пониманием текста, разберитесь заранее с этой нехитрой премудростью.

#Полезные статьи #Родителям #Студентам #Иностранные языки Поделиться в соц. сетях —
Слышали выражение «Предупрежден, значит вооружен»? Оно как нельзя лучше подходит для тех, кому предстоит экзамен в ГАИ. Если вы собираетесь сдавать на права – обязатель… Абсолютно все американские молодежные фильмы показывают нам райские условия обучения в своих школах. Будто уроки там больше похожи на развлечения, классы в школах по интерьеру напоминают домашнюю об…

Аудирование, говорение, чтение и письмо: что важнее и как тренировать

Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке

Речь на любом языке – родном или иностранном – это процесс общения. Общение может быть устным или письменным. В процессе общения человек создает речь – такие виды речевой деятельности называются продуктивными, или воспринимает речь – тогда это рецептивная деятельность.

Читайте также:  Дом Восходящего Солнца: история, текст, перевод

Всего существует четыре вида речевой деятельности. Устная продуктивная речевая деятельность – это говорение, устная рецептивная – аудирование, письменная продуктивная – письмо, а письменная рецептивная – чтение. Говорение, аудирование, чтение и письмо составляют основу владения языком – родным или иностранным.

На английском языке виды речевой деятельности принято называть навыками – skills. Это иногда приводит к путанице, потому что русские преподаватели английского или любого другого иностранного языка называют навыками владение фонетикой, грамматикой и лексикой.

Но фонетика, грамматика и лексика – не виды речевой деятельности. Это только полезные инструменты для овладения речью.

Поэтому и изучать их нужно опосредованно, а основное внимание важно направить на аудирование, говорение, чтение и письмо – овладев этими навыками, вы овладеете иностранным языком.

Именно перечисленные четыре навыка включаются в программы мировых экзаменов по английскому языку и других иностранных языков. IELTS и TOEFL состоят из четырех соответствующих частей: аудирования, говорения, чтения и письма.

Процесс овладения навыками речи

Овладевая родным языком в детстве, мы тоже изучаем четыре вида речевой деятельности. Причем все дети делают это последовательно, в определенном порядке. Сначала развивается аудирование – дети слушают речь окружающих и пытаются ее понять.

Дальше совершенствуется говорение – на основе услышанного дети делают попытки воспроизвести речь. После овладения говорением дети учатся читать, и только потом учатся письменной речи. Это естественный процесс, который всегда протекает одинаково.

В изучении родного языка аудирование служит базой для овладения говорения, говорение – для чтения, а чтение – для письма. Естественно предположить, что в изучении иностранного языка тоже лучше придерживаться этого порядка. Так обучение будет проходить эффективнее. Согласитесь, что после нескольких лет чтения английских текстов и изучения словарей заговорить будет сложно.

Если вы начинаете учить иностранный язык, сначала займитесь аудированием, повторяйте услышанное и тренируйте говорение, потом переходите к чтению и письму. И только если вы уже владеете английским языком на уровне от Intermediate, то при желании уже можно расставить приоритеты и заниматься тем, что для ваших целей важнее.

Аудирование

Аудирование или Listening – это восприятие и понимание речи на слух. Именно с этого желательно начинать знакомство с новым языком и именно этому уделять больше всего внимания на начальных этапах обучения. Это особенно важно, если фонетика иностранного языка сильно расходится с родным языком.

Аудирование важно и на всех остальных этапах обучения. Часто слушанию начинают уделять все меньше и меньше внимания по мере изучения иностранного языка. Даже во многих учебниках аудирование получает слишком маленькую долю по сравнению с другими навыками. Дело в том, что развитие этого навыка не дает быстрого и заметного прогресса в обучении, как, например, чтение.

Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке

Часто бывает так, что человек имеет большой словарный запас, хорошо разбирается в грамматике, может читать сложные тексты и составлять на письме продвинутые конструкции, но стоит услышать неадаптированную речь на радио или в сериале – и он ничего не понимает.

Живую беглую речь на английском языке можно начать понимать только с помощью постоянной тренировки.

Нужно много слушать – не только учителей и записи из учебных пособий, но и разнообразные источники живой речи.

Слушайте песни любимых исполнителей и пытайтесь разобрать текст, смотрите сериалы и фильмы без озвучки, слушайте подкасты и новости на английском языке, смотрите интервью с любимыми актерами на Youtube.

Вот несколько ресурсов для тренировки аудирования на английском языке:

https://www.bbc.co.uk/programmes/p02pc9zn/episodes/downloads

https://www.podcastsinenglish.com

https://onlinenglish.ru/dialog.html

Говорение

Говорение или Speaking – это воспроизведение устной речи, выражение мыслей в устной форме. Это продуктивный вид речевой деятельности. В обычной жизни мы часто говорим, реагируя на чужую речь: аудирование и говорение происходят почти одновременно.

Эти два навыка тесно связаны между собой: прослушивание подготавливает речь, а говорение помогает воспринимать текст на слух. Тренируя говорение, мы учимся контролировать речевой аппарат, подмечать особенности звуков иностранного языка, чувствовать между ними различия.

Впоследствии это помогает в восприятии речи на слух.

Научиться говорить на иностранном языке можно только с помощью практики. Если вы много читаете или много слушаете – это будет хорошим подспорьем при изучении языка, но на навыке говорения не скажется.

Слово надо произнести много раз, чтобы оно стало знакомым и естественным для вас.

Вы можете его прочитать, прослушать, записать и запомнить – но для речевого аппарата слово останется незнакомым, что повлияет на беглость и естественность устной речи.

Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке

Именно с говорением чаще всего связаны проблемы в обучении иностранного языка. Этот навык совершенствуется медленнее остальных. Говорение – это во многом механическая работа, которая производится мышцами. Движение связок, языка, губ – результат работы мышц.

Постоянно тренируясь в говорении, мы развиваем мышечную память. Со временем мы начинаем произносить иностранные звуки, слова и фразы автоматически правильно, без осознанного внимания.

Такая мышечная память остается с нами надолго – даже после многих лет без практики речевой аппарат вспоминает, как правильно говорить на иностранном языке.

Итак, чтобы тренировать говорение, нужно говорить. Лучше всего – с собеседником: учителем, носителем языка, друзьями. В первую очередь важна свободная речь, а не стандартные заученные диалоги. Желательно также учиться говорить в разных ситуациях: в индивидуальном, групповом и публичном общении, в виде монологов и диалогов. Тренируя говорение, важно не стесняться и не бояться сделать ошибки.

Чтение

Чтение или Reading – это восприятие и понимание прочитанного текста. Как и аудирование, это рецептивный вид речевой деятельности, разница только в канале восприятия – вместо устной речи мы расшифровываем письменную. Чтение тесто связано с письмом – развитие этого навыка помогает научиться писать на иностранном языке.

Чтение на иностранном языке при постоянной тренировке совершенствуется довольно быстро. Уже на первых этапах обучения, сразу после изучения алфавита человек может начать читать.

Даже если алфавит незнакомого языка отличается от родного, выучить его обычно не составляет труда – если только это не иероглифическое письмо. Чтение способствует быстрому запоминанию новых слов, новых грамматических правил, синтаксиса.

Не всегда это самый важный навык в изучении языка, но почти всегда он очень полезен для развития других видов речевой деятельности.

Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке

Для тренировки чтения подойдут любые тексты: книги, журналы, блоги, новости, адаптированные тексты для изучающих язык. Важно не только прочитать материал, но и поработать с ним для закрепления: выполнить задания, задать себе несколько вопросов, пересказать прочитанное.

Подберите тексты для чтения на одном из этих ресурсов:

https://breakingnewsenglish.com

https://www.newsinlevels.com

https://www.imsdb.com

https://learnenglish.britishcouncil.org

Письмо

Письмо или Writing – продуктивный навык, который заключается в умении выражать свои мысли письменно. Письмо считается менее важным навыком по сравнению с чтением, аудированием и говорением. Письменная речь редко становится целью обучения английскому или другому иностранному языку. Чаще она служит средством для совершенствования других видов речевой деятельности.

При обучении иностранному языку письмо помогает закрепить усвоенный материал: новые слова, устойчивые выражения, грамматику.

В отличие от устной речи, письменная речь создается в удобном для человека темпе, что очень полезно на начальных этапах изучения языка.

Творческие письменные задания отлично выявляют слабые места и пробелы, подсказывая, в каком направлении двигаться и что нужно узнать, вспомнить, подучить.

3 этапа работы с аудированием

Часто аудирование вызывает сложности даже у студентов высоких уровней. Чаще всего это связано с тем, что в школах на постсоветском пространстве не учили этому навыку.

Как же помочь ученику тренировать это умение?
Для того, чтобы облегчить жизнь ученику, работу с аудированием принято делить на 3 этапа. Эти три этапа называются: pre-listening, while-listening и post-listening stages.

Давайте рассмотрим подробнее каждый из них и разберемся, почему они важны.

Pre-listening Stage

Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке
Когда мы слушаем в реальной жизни, мы обычно имеем какие-то знания по теме. Мы слушаем не просто так, а для получения конкретной информации. Для того, чтобы помочь ученикам с аудиофрагментом, который им предстоит услышать, важно их настроить на правильную тему, помочь им с лексикой, выказать предсказания о предстоящем прослушивании. В этом суть первого этапа.

Как подготовиться к этому этапу преподавателю?

Прослушайте фрагмент заранее и постарайтесь найти для себя ответы на эти вопросы:

What is the situation?
How many people are speaking?
What different accents do you hear?
What is the topic?

Читайте также:  Как не забыть английский летом: 29 увлекательных ресурсов

Do you notice any language that students might find challenging (slang, colloquialisms, advanced level vocabulary)?

Проверьте учебник на наличие картинки связанной с текстом. Если таковой нет, подберите что-то интересное.

В классе

Обратите внимание учеников на картинку из учебника, или ту, которую подобрали вы. Задайте им вопросы по картинке, которые помогут им постараться предугадать, о чем аудиофрагмент. Для этих же целей можно использовать название аудио, или описание аудиофрагмента в учебнике.
Подумайте, о чем может быть аудиофрагмент.

На этом этапе нет правильных ответов. Принимайте все предложения учеников, записывайте их на доску (в онлайн классе, записывайте идеи в чат или на online whiteboard).
Изучите лексику из аудио, неизвестную студентам. Выбирайте только те слова, которые реально помогут ученикам понять текст, не нужно брать все неизвестные слова.

Задания помогут ученикам подготовиться к прослушиванию. На данном этапе необходимо заинтересовать студента темой аудирования, мотивировать ученика на прослушивание аудиофрагмента, помочь с незнакомой лексикой важной для понимания фрагмента, а также прибегнуть к опыту студентов в этой теме.

Данный вид работы предполагает много говорения со стороны студента, что делает процесс более коммуникативным.

While-listening Stage

Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке
Это непосредственная работа с аудиозаписью. Здесь должно быть минимум два прослушивания аудиофрагмента с разными целями. Слушаем мы в реальной жизни с разными целями. Работая с аудированием на уроке, наша цель научить студентов слушать с разными целями на английском языке.

Основные виды заданий на аудирование

Listening for gist – обычно это задание для первого прослушивания. Оно предполагает понимание учениками аудио в общем. Как правило, в этом типе задания мы просим учеников услышать конкретную информацию, необходимую для понимания общего смысла.

Ученикам не обязательно понимать каждое слово. Цель задания – проверка предсказаний учеников на счет содержания аудиофрагмента, а также выяснение каких-то общих моментов.

Например, учеников могут попросить прослушать текст и проверить, правы они были или нет, когда предположили, что аудио будет на определенную тему. Другой пример, когда ученики слушают текст о подростке, рассуждающем о проблеме в школе.

И ученикам необходимо услышать только в общем, в чем проблема подростка. Остальная информация не важна. Сюда же можно отнести вопросы, которые вы задавали себе выше, например, сколько человек говорят и кто они, о чем они в общем говорят.

Listening for specific information (scanning) – обычно это задание для второго прослушивания, иногда бывает для первого. Целью данного вида задания является научить учеников слышать в аудио фактическую очень конкретную информацию (дату, имя, номер рейса, название места, количество чего-то и т.д.).

Когда у учеников стоит такая цель, важно ознакомить их с заданием заранее и удостовериться в том, что они понимают, что им необходимо услышать. Для выполнения данного вида задания опять же не нужно понимать каждое слово в аудиофрагменте и обращать внимание на детали.

Этот вид задания помогает ученикам научиться выбирать основное из аудио, фокусироваться на фактической информации.

Listening for details – обычно это последний этап работы с аудированием. Учащиеся слушают аудио более детально, выбирая из текста конкретную информацию. Отличие от предыдущего вида аудирования заключается в том, что в данном случае мы слушаем для понимания деталей на уровне предложений, а в предыдущем случае – на уровне понимания слов, цифр и т.д. Обычно это задания T/F, ответы на список вопросов.
При работе непосредственно с аудиозаписью важно давать студентам возможность ознакомиться с заданием заранее, разобрать все вопросы перед прослушиванием. Немаловажно, чтобы ученики понимали цель прослушивания текста. Если построить работу с аудиозаписью постепенно, слушая с разными целями, это облегчит ученикам задачу и поможет им перестать боятся аудирования.

Post-Listening Stage

Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке
Это последний этап работы с аудированием. Он заключается в том, чтобы вывести в речь и обсудить все вопросы, касающиеся аудиофрагмента. Как правило это задание на говорение – обсуждение темы аудирования, выражение мнений, role-play по примеру аудирования. На этом этапе можно поработать со скриптом, разобрать больше лексики, а также использовать части скрипта для презентации нового грамматического материала. Данный этап очень важен для того, чтобы дать ученикам шанс закрепить выученное через аудирование в речи. Как правило, это тренировка в речи новой лексики и грамматики из аудиофрагмента, а также обучение выражению мнения по теме с использованием target language.

  • А как работаете с аудированием вы?
  • Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке
  • Александра Сладковская

Занимаемся аудированием правильно: как совершенствовать свой английский?

Аудирование – один из важнейших навыков иностранного, ведь если вы не воспринимаете язык на слух, то практическая польза всех остальных ваших знаний сводится буквально к нулю. Но реалии таковы, что многие ученики ошибочно не уделяют прослушиванию английский речи должного внимания, считая это занятие ненужным и скучным. В нашей статье мы опровергнем оба заблуждения: докажем, что аудирование может быть интересным и самое главное – что без него невозможно по-настоящему качественно овладеть языком.

Чем полезно аудирование?

Восприятие английского на слух – обязательное условие полноценного общения: если вы не понимаете собеседника, разговор явно не заладится. Именно для того, чтобы вы могли полноценно использовать язык в реальной жизни, и важно научиться распознавать иностранную речь.

И лучше аудирования вам в этом ничего не поможет: в процессе прослушивания аудиоматериалов ваш мозг будет получать новую информацию и образовывать новые нейронные связи – чем больше занимаетесь, тем крепче связи и тем оперативнее и легче вы понимаете иностранную речь.

Но вы можете задать справедливый вопрос: новую информацию можно получать и от чтения – в чем же тогда принципиальная важность именно аудирования? А в том, что оно позволяет совершенствовать и другие навыки:

  • — произношение – вы запоминаете, как произносят слова дикторы, и сами в последующем правильно произносите звуки;
  • — интонация – благодаря регулярному прослушиванию аудиоматериалов вы поймете, где нужны логические ударения, а где – паузы;
  • — употребление лексики – слушая речь носителей, вы знакомитесь с естественными примерами употребления слов.

Какое аудирование практиковать?

В процессе изучения английского рекомендуется практиковать три основных вида прослушивания, но поэтапно.

С полным пониманием контента – прослушивание для начального обучения. Совсем не обязательно использовать полноценные тексты – для старта подойдет даже русско английские разговорники с произношением, о которых советуем прочитать по этой ссылке. Затем переходите к простым диалогам, а после них – к текстам. обучения. Главная задача на этой стадии – разобрать и понять каждое отдельное слово.

С пониманием главного смысла – прослушивание для тренировки языковой догадки. Тут не нужно акцентировать внимание на каждой конструкции – важно понимать общий смысл аудиоматериала, с которым вы работаете. Лучше всего использовать радиоподкасты и адаптированные аудиокниги на английском для начинающих, о которых мы пишем здесь.

Для извлечения конкретной информации – прослушивание для поиска необходимых сведений. Рекомендуется практиковать при изучении узкоспециализированных тем. Такой формат прослушивания отлично тренирует внимательность к языковым деталям.

Как заниматься аудированием?

Итак, вы поняли, что аудирования вам не избежать – теперь осталось разобраться, как именно им заниматься.

Во-первых, прослушивать аудиоматериалы нужно регулярно – выделяйте для этого хотя бы по 15 минут в день.Во-вторых, выбирайте для прослушивания только тот контент, который подходит вам по уровню – не нужно переоценивать свои возможности.

В-третьих, используйте мобильные приложения с подкастами – такой формат позволит вам заниматься аудированием в любо месте, а не только дома.В-четвертых, прослушивайте один и тот же материал не менее трех раз. При этом останавливайте запись после каждой новой фразы и повторяйте ее по два раза.

Такая схема поможет надежно закрепить информацию.

В-пятых, не забывайте, что многие английские слова пишутся и слышаться по-разному, поэтому желательно использовать в обучении скрипты аудиоматериалов – слушайте контент, а потом читайте его скрипт, сравнивая произношение и написание слов.

Как видите, ценность развития навыка аудирования переоценить невозможно – это одна из основ языка.

Поэтому, разрабатывая программу для самостоятельного овладения иностранным, обязательно включите занятия по прослушиванию английской речи в свой план.

А чтобы такой формат обучения был еще более эффективен, рекомендуем для старта прочитать статью «Английский язык по самоучителю» – здесь вы узнаете, как можно своими силами развивать все важные лингвистические навыки.

P.s. Хотите, чтобы ваш путь к Английскому был простым и коротким? Тогда скачивайте бесплатно революционный самоучитель ЗДЕСЬ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector