Как правильно заниматься английским языком сканеру и дайверу

Ни для кого не секрет, что все мы разные — холерики и флегматики, интроверты и экстраверты, любители собак и обожатели кошек. Но что, если среди нас есть такие люди, которым приходится трудно из-за своей натуры? В этой статье мы поговорим о том, как сканерам и дайверам принять правила игры и выучить английский язык.

Как правильно заниматься английским языком сканеру и дайверуСтолько дел, столько дел!

Американский психотерапевт и консультант по вопросам карьеры Барбара Шер однажды всерьез задумалась о том, почему ее, увлекающуюся натуру, иногда так странно воспринимают. Многие ждали от нее, что она успокоится и остановит свой выбор на каком-нибудь одном занятии.

Но не тут-то было! Барбара хотела писать книги, вести частную практику, ездить по стране с лекциями, а еще у нее было немало творческих хобби.И тогда она добавила к этому еще одно занятие — провела настоящее исследование, в ходе которого выделила два типа людей.

Оказывается, бывают не только интроверты и экстраверты, но еще сканеры и дайверы! Не знаете, о ком идет речь? Попробуем разобраться вместе.

Кто есть кто

Сначала посмотрим на сами слова «сканер» и «дайвер». Нетрудно догадаться, что это заимствования из английского языка, значит, подсказку мы сможем найти в словаре.

Одно из значений глагола to scan — «бегло просмотреть что-либо, чтобы получить общую информацию о предмете». Соответственно, сканером мы можем назвать человека, который удовлетворится только поверхностным знанием.

Вспомните, наверняка в вашем окружении найдется такой умник, у которого есть свое мнение по любому вопросу, который везде был и все пробовал. Но стоит задать ему вопрос, выходящий за рамки «общей эрудиции», и станет ясно, что перед вами типичный «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Обычно это люди творческие, увлекающиеся, но так же быстро перегорающие. Зато с ними точно не соскучишься!

Читаем словарь дальше. Глагол to dive переводится совсем просто — «погружаться». И вам уж точно известно такое занятие, как дайвинг. Может быть, вы и сами ныряли в волны теплого моря, чтобы понаблюдать за тропическими рыбками?

Но дайверы, описанные Барбарой Шер, ни в ластах, ни в маске не нуждаются — им достаточно их большого желания докопаться до самой сути предмета, распутать все причинно-следственные связи, а попутно получить ученую степень в интересующей их области.

Такие люди уже в средней школе определились с будущей профессией и движутся к ней упорно, как подводные лодки, — даже не поднимаясь на поверхность. Кроме тех случаев, когда оторваться от работы необходимо, чтобы принять почетную Нобелевскую премию.

И снова уйти «на дно».

Теперь, когда мы разобрались с терминологией, давайте составим портреты типичных сканера и дайвера:

СканерыДайверы
«Галопом по Европам». «Глубоко копают».
Патологически любознательны (интересуются всем и сразу, часто из несмежных областей). Узкие специалисты (концентрируются на одной области знаний, задаче или проблеме).
Достаточно одного только знакомства с предметом. Стремятся стать профессионалом в выбранном деле.
Нацелены на быстрый результат, в противном случае переключаются на другое дело. Больше ориентированы на процесс, готовы много работать ради результата.
Часто не доводят дела до конца. Обычно доводят начатое дело до конца.
Не испытывают чувства вины за «брошенное» дело. Очень переживают, если вынуждены оставить занятие.

Как правильно заниматься английским языком сканеру и дайверуНе сомневайтесь в собственных силах!

Но, как обычно бывает, в каждом правиле есть исключение. И существует еще один тип — «несчастный дайвер».

Эти люди всей душой стремятся найти дело всей своей жизни и наконец успокоиться! Но критика со стороны окружающих, сомнения в собственных силах и страх неудачи вынуждает их переключаться с одного дела на другое и продолжать поиски.

И, в отличие от сканеров, эти несостоявшиеся дайверы не получают удовольствия от «смены декораций». К тому же нередко страдает и качество выполняемой ими работы — чувствуя, что ошиблись в выборе занятия, эти люди все делают спустя рукава.

Что делать, если вы узнали в одном из этих типов себя? Уж точно не расстраиваться! Помните, что на этой планете есть миллионы и миллионы людей с таким же «диагнозом». А что, если сканер, дайвер и даже его несчастный брат решили выучить английский язык? Для них у нас есть руководство к действию! Приступим?

Как лучше заниматься английским языком: советы для сканеров и дайверов

Давайте для начала разберемся, на что стоит обратить внимание.

1. План

Не важно, сканер вы или несостоявшийся дайвер, вам необходимо поставить перед собой четкие цели. Так вы будете видеть, какой объем работы вами уже проделан, как скоро ждать первых успехов. Правильный план непременно вдохновит и поддержит отчаявшихся дайверов.

2. Нагрузка

Ранее мы уже рассказывали о «Технике помидора» и о том, как важно правильно распределять нагрузку и рассчитывать время занятий. Особенно сканерам, которые вечно куда-то торопятся и вздыхают, что в сутках слишком мало часов. Время найдется на все!

3. Тип обучения

Для достижения результата нужно выбрать «правильный» тип обучения. Существует три типа: занятия в группе, самостоятельно и один на один с преподавателем. Дело в том, что все они «правильные», но нужно выбрать свой.

Важно при этом помнить, что не все эти способы одинаково полезны: что сканеру хорошо, то дайверу — сплошная нервотрепка! Для стопроцентной уверенности, что подходит вам больше всего, советуем попробовать все три типа.

4. Сильные и слабые стороны

У каждого сканера и дайвера есть сильные стороны, но есть и слабые места. Знать свои недостатки и не позволять им брать над собой верх — в этом и заключается залог успеха!

На что обратить вниманиеСканерыДайверыНесчастные дайверы
Планирование Ставьте небольшие задачи — 10 новых слов в день, 2 коротких диалога, 2 отработанные грамматические конструкции. Придерживайтесь рекомендаций основного учебного курса, не углубляйте знания на начальном этапе. Учитывайте нынешний уровень владения языком, не усложняя задания. Начинайте с элементарной грамматики, наиболее часто используемых слов.
Нагрузка Соблюдайте баланс между занятиями и отдыхом — английский нельзя выучить за месяц! Будьте готовы к урокам 2-3 раза в неделю и небольшой ежедневной самостоятельной работе. Не нужно заниматься каждый день по 6-7 часов. Если уровень позволяет, то будет достаточно 1-2 занятий в неделю и умеренной работы дома. На первом этапе вам нужно много и часто заниматься — позитивный настрой должен подкрепляться видимым прогрессом! Вы можете интенсивно заниматься до 4 раз в неделю.
Тип обучения Вам важно быть в окружении людей со схожими целями — так вы всегда будете в тонусе, готовые к новым успехам! Стоит обратить внимание на занятия в группах. Вы серьезно относитесь к занятиям и все, что вам нужно — это умеренный контроль ваших знаний! Попробуйте индивидуальные занятия английским. Важно, чтобы первый успех не заставил себя долго ждать — так вы убедитесь в правильности своего выбора! Вам подойдет интенсивный курс в малых группах или с преподавателем.
Секрет успеха Дисциплина!Английский дается вам легко, и начинает казаться, что теперь можно уделять ему меньше времени. Стоп! Отложите в сторону рекламный буклет о сплаве на байдарках и лучше повторите условные предложения. Байдарки без вас не уплывут. Переключение!Английский — это важное и полезное, но не основное ваше занятие. Позвольте себе отвлечься от учебника продвинутой грамматики и почитать что-нибудь полегче. И вместо технических терминов выучите пару сленговых словечек. Терпение!Уже через пару занятий вы сможете строить простые фразы на английском. А потом узнаете, что самые сложные грамматические правила еще впереди. Не отступайте и помните — трудно бывает только в начале пути!

Как правильно заниматься английским языком сканеру и дайверуВсе получилось!

Изучение английского — это очень интересно! И для какого-нибудь вдохновленного дайвера это может стать делом всей жизни. Зато сканер, интенсивно позанимавшись в течение года, получит вожделенный сертификат, подтверждающий его блестящие знания, и с головой окунется в какое-нибудь другое занятие.

А несчастный дайвер однажды прочитает все сонеты Шекспира на языке оригинала и наконец станет счастливым.Теперь вы знаете, как нужно заниматься английским сканеру и дайверу. Не важно, относите ли вы себя к какому-нибудь типу или нет, главное — найти наиболее подходящий для вас способ выучить английский язык.

И сделать это с удовольствием! Вы готовы?

Как увлечь студентов-дайверов и студентов-сканеров

Каждый день к нам приходят студенты – в группы и индивидуально. С кем-то мы встречаемся онлайн, с другими оффлайн. Все это не имеет большой разницы для преподавателя. Гораздо важнее к какому представителю “студенческой фауны” человек относится — дайверам или сканерам. 

Кто такие дайверы и сканеры?

Барбара Шер в своих книгах очень много говорит о тех, кто любит все и сразу, интересуется практически всем на свете. Именно этих людей она называет сканерами – они как будто сканируют различные виды деятельности и сферы жизни, не имея желания или даже возможности остановиться на чем-то одном, что их интересует. 

Дайверы же наоборот увлекаются одной темой и готовы развиваться в ней до совершенства. Конечно, для преподавателя эти студенты – находка и просто мечта. Они настроены на долгосрочные отношения и хотят изучить все от уровня beginner до proficiency. 

Однако, работать приходится со всеми. Как же увлечь тех, кто бросает все так же легко, как и увлекается? И как заманить в свои сети тех, кто уже нашел свое увлечение?

Студенты-дайверы

Хорошо, если эти студенты сами выбрали своим хобби или специализацией изучение языка. Тогда они с охотой начинают процесс обучения, погружаясь все глубже и глубже в нюансы языка. Однако, бывают случаи когда у таких студентов уже есть главное увлечение, которому они и посвящают все свое свободное время и силы. 

В этом случае уже выбранный интерес может также сыграть на руку. Используйте тему, которая интересна вашему студенту-дайверу на английском языке: 

  • читайте статьи и книги по теме
  • смотрите видео
  • слушайте вместе и рекомендуйте подкасты
  • смотрите передачи 

Одним словом, для студентов-дайверов отлично подойдет narrow reading (о том, как этим подходом пользоваться, читайте здесь).

Также, возможно, большинству серьезных дайверов проще будет работать индивидуально с преподавателем, хотя и круг единомышленников может быть полезным.

Читайте также:  Викторианский район лондона – ислингтон

К сожалению, не всегда можно вместе собрать нескольких дайверов с абсолютно идентичными запросами (время, загруженность основным видом деятельности и прочие расхождения также не стоит забывать).

Студенты-сканеры

Со студентами-сканерами, с одной стороны, все гораздо проще – их легко увлечь чем-то новым, но с другой стороны, сложнее – они быстро готовы бросить старое занятие и перейти к новому довольно непредсказуемо. В этом они очень похожи на маленьких детей с их неспособностью долго концентрироваться на чем-то одном. 

Здесь можно прибегать к различным хитростям:

  • проведите исследование интересов ваших студентов;
  • на основании этого исследования распределите интересующие их темы по занятиям; можно на каждом занятии посвящать немного времени нескольким темам, но логичнее сравнить эти темы с планом курса и адаптировать, видоизменить, заменить те темы, которые менее интересны;
  • чаще меняйте виды деятельности – чтение, обсуждение, аудирование, письмо – так ваши сканеры не устанут и не заскучают;
  • посоветуйте студентам вести дневник о заинтересовавших темах (как пройденных, так и пришедших в голову), так вы сможете быть в курсе их меняющихся интересов, а также следить за тем, где можно дать больше информации по пройденному материалу;
  • не бойтесь экспериментировать с форматами – возможно именно с этими студентами (даже взрослыми и серьезными) у вас получится самая лучшая драматическая постановка или блог в соцсетях;
  • следите за тем, чтобы интерес сканеров не угасал – часто они готовы все бросить тогда, когда у них начинает что-то хорошо получаться или они понимают “как это работает”. В этом случае их срочно необходимо удивить чем-то новым, возможно новая грамматическая конструкция или урок по сленгу покажет им, что все не так легко, как им казалось (не переусердствуйте – например, студентам уровня elementary не стоит презентовать конструкции типа have something done).

Обычно студентам-сканерам интереснее заниматься в группе, делиться впечатлениями и черпать новое от окружающих людей. Также в группе сложнее перегореть, ведь всегда есть рядом кто-то, кто в момент перегорания одного из себе подобных останется полон энтузиазма. 

Надеемся, что наши советы помогут вам правильно выстроить программу с каждым из студентов, а также подскажут пути к их сердцам. 

А у вас есть студенты каждого из этих типов? К кому вы относите себя?

Как правильно заниматься английским языком сканеру и дайверу

Евгения Тащилина

Как правильно учить английский язык сканеру и дайверу

Как правильно учить английский язык сканеру и дайверу 

Ни для кого не секрет, что все мы разные — холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики, интроверты и экстраверты, любители собак и обожатели кошек. Но что, если среди нас есть такие люди, которым приходится трудно из-за своей натуры? В этой статье мне хотелось бы поделиться с вами информацией, о том, как людям с разным темпераментом и характером выучить английский язык.

Американский психотерапевт и консультант по вопросам карьеры Барбара Шер однажды всерьез задумалась о том, почему ее, увлекающуюся натуру, иногда так странно воспринимают.

Многие ждали от нее, что она успокоится и остановит свой выбор на каком-нибудь одном занятии.

Но не тут-то было! Барбара хотела писать книги, вести частную практику, ездить по стране с лекциями, а еще у нее было немало творческих хобби.

И тогда она добавила к этому еще одно занятие — провела настоящее исследование, в ходе которого выделила два типа людей. Оказывается, бывают не только интроверты и экстраверты, но еще сканеры и дайверы! Не знаете, о ком идет речь? Попробуем разобраться вместе.

Сначала посмотрим на сами слова «сканер» и «дайвер». Нетрудно догадаться, что это заимствования из английского языка, значит, подсказку мы сможем найти в словаре.

Одно из значений глагола to scan — «бегло просмотреть что-либо, чтобы получить общую информацию о предмете». Соответственно, сканером мы можем назвать человека, который удовлетворится только поверхностным знанием.

Вспомните, наверняка в вашем окружении найдется такой умник, у которого есть свое мнение по любому вопросу, который везде был и все пробовал. Но стоит задать ему вопрос, выходящий за рамки «общей эрудиции», и станет ясно, что перед вами типичный «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Обычно это люди творческие, увлекающиеся, но так же быстро перегорающие. Зато с ними точно не соскучишься!

Читаем словарь дальше. Глагол to dive переводится совсем просто — «погружаться». И вам уж точно известно такое занятие, как дайвинг. Может быть, вы и сами ныряли в волны теплого моря, чтобы понаблюдать за тропическими рыбками?

Но дайверы, описанные Барбарой Шер, ни в ластах, ни в маске не нуждаются — им достаточно их большого желания докопаться до самой сути предмета, распутать все причинно-следственные связи, а попутно получить ученую степень в интересующей их области.

Такие люди уже в средней школе определились с будущей профессией и движутся к ней упорно, как подводные лодки, — даже не поднимаясь на поверхность. Кроме тех случаев, когда оторваться от работы необходимо, чтобы принять почетную Нобелевскую премию.

И снова уйти «на дно».

Теперь, разобравшись с терминологией, давайте составим портреты типичных сканера и дайвера:

Сканеры Дайверы
«Галопом по Европам». «Глубоко копают».
Патологически любознательны (интересуются всем и сразу, часто из несмежных областей). Узкие специалисты (концентрируются на одной области знаний, задаче или проблеме).
Достаточно одного только знакомства с предметом. Стремятся стать профессионалом в выбранном деле.
Нацелены на быстрый результат, в противном случае переключаются на другое дело. Больше ориентированы на процесс, готовы много работать ради результата.
Часто не доводят дела до конца. Обычно доводят начатое дело до конца.
Не испытывают чувства вины за «брошенное» дело. Очень переживают, если вынуждены оставить занятие.

Но, как обычно бывает, в каждом правиле есть исключение. И существует еще один тип — «несчастный дайвер».

Эти люди всей душой стремятся найти дело всей своей жизни и наконец успокоиться! Но критика со стороны окружающих, сомнения в собственных силах и страх неудачи вынуждает их переключаться с одного дела на другое и продолжать поиски.

И, в отличие от сканеров, эти несостоявшиеся дайверы не получают удовольствия от «смены декораций». К тому же нередко страдает и качество выполняемой ими работы — чувствуя, что ошиблись в выборе занятия, эти люди все делают спустя рукава.

Что делать, если вы узнали в одном из этих типов себя? Уж точно не расстраиваться! Помните, что на этой планете есть миллионы и миллионы людей с таким же «диагнозом». А что, если сканер, дайвер и даже его несчастный брат решили выучить английский язык? Для них у нас есть руководство к действию! Приступим?

Как правильно учить английский язык: советы для сканеров и дайверов

На что обратить внимание Сканеры Дайверы Несчастные дайверы
Планирование Ставьте небольшие задачи — 10 новых слов в день, 2 коротких диалога, 2 отработанные грамматические конструкции. Придерживайтесь рекомендаций основного учебного курса, не углубляйте знания на начальном этапе. Учитывайте нынешний уровень владения языком, не усложняя задания. Начинайте с элементарной грамматики, наиболее часто используемых слов.
Нагрузка Соблюдайте баланс между занятиями и отдыхом — английский нельзя выучить за месяц! Будьте готовы к урокам 2-3 раза в неделю и небольшой ежедневной самостоятельной работе. Не нужно заниматься каждый день по 6-7 часов. Если уровень позволяет, то будет достаточно 1-2 занятий в неделю и умеренной работы дома. На первом этапе вам нужно много и часто заниматься — позитивный настрой должен подкрепляться видимым прогрессом! Вы можете интенсивно заниматься до 4 раз в неделю.
Тип обучения Вам важно быть в окружении людей со схожими целями — так вы всегда будете в тонусе, готовые к новым успехам! Стоит обратить внимание на занятия в группах. Вы серьезно относитесь к занятиям и все, что вам нужно — это умеренный контроль ваших знаний! Попробуйте индивидуальные занятия английским. Важно, чтобы первый успех не заставил себя долго ждать — так вы убедитесь в правильности своего выбора! Вам подойдет интенсивный курс в малых группах или с преподавателем.
Секрет успеха Дисциплина!Английский дается вам легко, и начинает казаться, что теперь можно уделять ему меньше времени. Стоп! Отложите в сторону рекламный буклет о сплаве на байдарках и лучше повторите условные предложения. Байдарки без вас не уплывут. Переключение!Английский — это важное и полезное, но не основное ваше занятие. Позвольте себе отвлечься от учебника продвинутой грамматики и почитать что-нибудь полегче. И вместо технических терминов выучите пару сленговых словечек. Терпение!Уже через пару занятий вы сможете строить простые фразы на английском. А потом узнаете, что самые сложные грамматические правила еще впереди. Не отступайте и помните — трудно бывает только в начале пути!

Изучение английского — это очень интересно!

Я надеюсь, что эти советы помогут Вам и вашим ученикам в изучении английского языка. Выбирайте наиболее подходящий для вас способ выучить английский язык. И делайте это с удовольствием! Удачи!

Всех людей разделили на сканеров и дайверов. И это поможет понять, почему у вас не ладится с работой

Лайф-коуч и известный спикер Барбара Шер делит людей на 2 типа — дайверов (тех, кому нравится детально изучать тему) и сканеров (тех, кому нужно всего и понемногу). В своей книге, которая стала бестселлером, она рассказывает, как необходимо действовать одним и другим, чтобы добиться желаемого.

AdMe.ru разобрался, какая же разница между сканерами и дайверами, и выяснил, что делать тем и другим, чтобы максимально реализовать свой потенциал.

Дайверам нравится исследовать конкретную тему детально. Они предпочитают погружаться в неизведанные глубины и не успокоятся, пока не потрогают все камушки и не увидят всех рыбок.

Дайверы — потенциальные карьеристы, ведь им нравится быть мастерами своего дела и они всегда жаждут дойти до конца.

Они действительно кайфуют, узнавая все больше деталей и расширяя при этом свои познания в выбранной ими теме.

  • Вам нравится изучать тему от корки до корки… и еще немножко.
  • Вы могли бы всю жизнь заниматься одним и тем же делом.
  • Вам нужно больше навыков в своей сфере деятельности. Еще больше!
  • Вы хотели бы, чтобы люди считали вас хорошим специалистом.
  • Делать несколько дел одновременно? Упаси господи!
  • Вам часто кажется, что вы все еще не изучили тему до конца.
  • Долгосрочные цели вас не пугают.
  • Вы нередко боитесь браться за что-то новое, так как считаете, что не обладаете достаточными для этого навыками.
Читайте также:  Школа английского языка — интервью с основателями

В начале своего пути дайверы часто мучаются, боясь ошибиться и выбрать не то, что им действительно нужно. В этот момент дайвера легко можно перепутать со сканером.

Мысль о том, что они не изучили интересующую тему и не довели ее до логического конца, преследует дайверов, как кусочек хлебушка из нашего детства.

  • Поменяйте свое видение. Относитесь к неудачам как к дополнительному стимулу развития. Только продолжая что-либо делать до того самого момента, пока мы этому не научимся, можно развить уверенность в себе.
  • Попробуйте выяснить причину, почему вы бросаете начатое, что именно вас останавливает. После этого запишите последовательность ваших чувств. Как только вы пропишете все этапы (от загорания идеей до момента, когда хотите все бросить), вы поймете, что это всего лишь один из пунктов на пути к вашему завершенному делу. Его просто нужно преодолеть.
  • Запомните, что вы должны постоянно возвращаться к работе, ведь лучшее лекарство для дайвера — это заниматься чем-то, пока он не превратится в настоящего мастера своего дела.

Сканеры — это личности, которые не останавливаются на чем-то одном, они влюблены в жизнь и постоянно «сканируют» все вокруг себя в поисках интересных им вещей. «Чем больше — тем лучше» — вот девиз сканеров.

Сканеры кардинально противоположны дайверам и часто в попытке вписаться в общепринятые стандарты нашего мира они чувствуют себя несчастными.

  • Вчера вам казалось, что лучше этого быть ничего не может, а сегодня оно вас уже дико бесит.
  • И швец, и жнец, и на дуде игрец — это про вас.
  • Вам становится скучно, когда вы понимаете, как это работает.
  • Периодически вы впадаете в уныние, ведь «все вокруг нашли свое призвание, кроме меня».
  • Вы работаете на низкооплачиваемой работе (или на нескольких сразу), потому что никак не можете определиться, что же вам интересно больше.
  • Ваши интересы постоянно меняются.

© depositphotos, © depositphotos

  • Вы постоянно бросаете начатое.
  • Вам сложно долго заниматься чем-то одним, так называемая бытовуха вас убивает.
  • Вы продуктивны, только когда у вас есть одновременно несколько занятий.

Больше всего сканерам мешает то, что они считают, будто у них недостаточно времени. Поэтому они всегда находятся в вечной спешке, боясь что-то упустить.

Это чувство в душе сканера граничит с истерией, поэтому он считает, что каждая драгоценная и такая быстротечная минута его жизни должна бить фонтаном эмоций и впечатлений.

Именно поэтому очень важно, чтобы сканер осознал, что времени у него более чем достаточно и что этого времени хватит на все его интересы.

Можно выполнить такое упражнение.

  • Представьте, что вас не один человек, а 10 (или больше). Напишите на листе бумаги, чем бы тогда занимался каждый из этих людей (музыкант, поэт, бизнесмен, муж / жена и т. д.).
  • Отсортируйте свои «10 жизней», ответив на следующие вопросы:
  1. Какой из 10 жизней я могу посвятить следующий год?
  2. Какую следующую жизнь могу прожить, когда реализуюсь в первой жизни?
  3. Что из всего списка я могу делать каждый день на протяжении 20 минут (или меньше)?
  4. Какими делами из всего списка могу заниматься по выходным?
  5. Что могу делать время от времени?
  • Составьте быстрый план на 3 года. Укажите, когда и чем вы хотели бы заниматься.
  • Напишите план своей жизни. Он должен находиться у вас дома на видном месте, чтобы, взглянув на него, вы четко понимали, что, например, следующие 3 месяца вы посвящаете себя музыке, а следующие полгода — бизнесу.

Естественно, ваш список будет корректироваться, в него вы будете добавлять, к примеру, мастер-классы, встречи с друзьями или отпуск с семьей. Но общая целостность картины и ощущение того, что на все ваши любимые дела времени предостаточно, позволят вам не прыгать с места на место, не отвлекаться и добиваться больших результатов.

А кто по натуре вы — сканер или дайвер?

Фото на превью depositphotos, depositphotos

"Дайверы" и "сканнеры"

Когда хочется измениться, то уж как-нибудь сразу так, раз и навсегда. Если понятно, что нынешнее не  устраивает, то должно устраивать что-то другое. Но что?

Первый сложный момент у многих при выборе цели возникает сразу после возникновении идеи что-то менять.  Тут же тоже важно не ошибиться. Сразу желательно выбрать , что хочется. Но что хочется?

 Есть действительно те люди, которым дается довольно тяжело решение, чем же таким заняться, чтобы нравилось.  Барбара Шер (1995) довольно удачно разделила их на 2 группы: «сканеры» и «дайверы». Фактически, это разные когнитивные ( познавательные ) стили, которые обуславливают  восприятие своего нынешнего положения и способности переключаться на другие виды деятельности.

 Сканеры — люди с подвижным вниманием. Они видят массу всего интересного вокруг, чем бы им хотелось заняться. И каждый предмет, попадающий в их поле зрения, их очаровывает: « Ваааау… я бы в летчики пошел, пусть меня научат». Но  на пол пути к летчикам, могут встретиться геологи, водители трамваев или заклинатели боевых тараканов. Это тоже «вау… хочу-хочу».

   В детском и подростковом возрасте такое состояние  нормально и даже умиляет. Родители вздыхают  радостно и шепчут друг-другу: «Мечтаааатель». Но когда-то наступает момент истины, когда ребенок-мечтатель родителей  перестает умилять, а начинает настораживать. Т.е. нужно как-то себя брать за шкирку и идти на кого-то учиться.

  Человек обычно ловит волну вдохновения «вау» и быстро несется с документами в подходящей волне ВУЗ. Но  это «вау» скоро захлебывается в следующем «вау» и так до диплома. За 5 лет воображение отбегает от исходного состояния психики при подачи документов довольно далеко.

Человек стоит с дипломом в руках и задает себе риторические вопросы: «Кто я?», «Что я тут 5 лет делал?», « На кой хрен мне это надо».

Та же самая ерунда с работой. Поначалу все идет не плохо, потому что для молодого специалиста нормально «поскакать» с места на место. Но, опять же до поры до времени. Да и сам сканнер начинает понимать, что время идет, найти себя раз и навсегда не удается, и сам себя припечатывает к тому месту, где он себя в данный момент и обнаружил.

  Далее он приковывает себя к трудовому месту, как к веслу на галере и гребет, облизываясь на проплывающие мимо пейзажи и возможности. Периодически сам себя выпарывает кнутом, чтобы «не забаловать».

 Время проходит в размышлениях о друзьях и знакомых ,«которые нашли настоящее дело своей жизни»   и «маниловщине» на тему, «а вот если бы я тогда пошел не налево, а вправо…» с раскрытием богатейших перспектив в воображении.

 Дайверы хорошо внимание удерживают и легко углубляются в суть предмета их интересующего. Родители тоже умиляются, потому что дите днем и ночью «тычет в книжку пальчик». И с каждым разом в названии книжки становится все меньше понятных для родителей слов.

Это просто аж дух захватывает, что ребенок такой развитый. Дальше с выбором профессии особых проблем нет. Молодой человек к ВУЗу  уже может быть во что-то хорошо углублен и все выходит само собой.

Далее он ныряет в работу все глубже и глубже, а потом… Вы знаете, не всегда быть очень узким специалистом большая забава и удовольствие.  В итоге твой выбор и работа могут уткнуться в возможности современной науки. Было бы классно иметь микроскоп или телескоп, еще более мощный… да вот только фиг, нет такого.

Да и люди могут  оказаться вокруг совсем не те, о коих рассуждают в юности, как о «научных единомышленниках».  Научные сообщества могут быть весьма  далеки от понятий о мировом добре.

 Поэтому в какой-то момент, дайвер задает себе вопрос: «А туда ли я нырнул?» Или: « А надо ли было вообще сюда нырять?» Да, тут на дне оказалось много прозаичных вещей, которые совершенно не мотивируют.

А если я нырну в другом месте, будет ли гарантия в том, что это правильное место? Ведь на текущий спуск было потрачены многие годы, сколько уйдет на новый спуск. Поменять профессию? Да что ты, дружок! Давай-ка на галеру и греби не оглядываясь. Вернее, с поправкой на «дайвера», ныряй глубже и даже закапывайся в ил.

Раз уж вписался в данную отрасль науки, не смей воротить нос и наблюдай, как другие, более удачливые люди сразу нырнули в правильном месте.

 На самом деле ситуация и со сканнерами и дайверами далеко не патовая. Это их когнитивный стиль, а именно то, как они видят мир и как он в их понятии работает.

В какой-то момент эта особенность восприятия вышла из разряда желаемых и была заколочена общественным мнением, что «нормальные люди» ведут себя по-другому.

  Они сразу делают выбор и выбор у нормальных людей сразу правильный. Так что если чего решил, не смей отступать.

 Хотеть многого – нормально для когнитивного стиля «сканнера» и, нырнуть в глубь и остановиться, когда уже не интересно тоже нормально. Т.е. нет смысла запрещать себе двигаться  (как сканеру) или остановиться (как дайверу).  Очень помогает в каждой ситуации попробовать другие стратегии.

Например, сканера могут вполне захватить погружения в предмет, а дайвера возможность делать довольно глубокие погружения в разных отраслях.  Это своего рода разрешение иметь разные цели, не приковывать себя к чему-то одному раз и навсегда, что сильно помогает с  выбором жизненного направления.

Сканеры и дайверы

Сегодня многие отечественные любители литературы по саморазвитию увлечены западными идеями, обращаясь к популяризаторам неких классификаций и схем, не подкрепленных научными исследованиями. Может быть, стоит более критично относиться к тезисам, выдвигаемым в книгах модных авторов, и не считать их руководством к действию.

Совсем недавно в России были изданы переводы двух книг известного американского коуча (консультант в тренинге, помогающий достичь некой жизненной цели) Барбары Шер – «Мечтать не вредно» и «О чем мечтать». Идеи и советы о том, как строить свою жизнь, имеет ли смысл реализовывать свои давние мечты и каким образом это сделать, очень быстро завоевали сердца российских читателей.

Читайте также:  Как сдать Speaking (говорение) на экзамене CPE на отлично

Однако мы не будем подробно обсуждать основные идеи книг Барбары Шер. На наш взгляд, важнее рассмотреть только одну мысль, которая в общих чертах описана в книге «О чем мечтать» и подробнее раскрыта в книге «Отказываюсь выбирать!», которая сейчас готовится к изданию на русском языке.

Скользи или ныряй

Шер разделила всех людей на две группы – сканеров и дайверов. К дайверам (от англ. to dive – нырять) автор относит тех, кто глубоко изучает какую-то одну тему.

По ее мнению, дайверами являются музыканты, математики, ученые, люди искусства, а также профессиональные спортсмены. Дайверам нужно познать интересующую их область как можно глубже, увидеть глубины, скрытые от взора посторонних.

Дайвер настолько увлекается своей темой, что посвящает ей жизнь.

К другому типу, сканерам (от англ. to scan – бегло просматривать, сканировать), Шер относит людей, которые интересуются очень многими темами, причем весьма разнородными.

Сканера может интересовать как разведение собак, так и японская литература, а также путешествия, рисование, музыка Баха, итальянский язык – и все это сразу. У сканера слишком много интересов, чтобы посвящать им всю жизнь, однако этого и не требуется.

Сканеру вполне достаточно ознакомиться лишь с основными моментами, касающимися каждой из интересных ему тем. Ни в одну тему сканер не погружается глубоко – он ограничивается тем, что как бы просматривает интересующую его область сверху и, выделив для себя основное, движется дальше.

Как пишет Шер, сканеры наслаждаются «окружающим нас поразительным, бесконечным разнообразием». Они хотят попробовать почти все, что попало в поле их зрения. 

Поскольку современное общество привыкло к узким специализациям, дайвер встречает со стороны окружающих и понимание, и поддержку, и уважение. Сканер лишен всего этого.

Окружающие в лучшем случае считают, что перед ними этакий чудак, который «все еще ищет себя». В худшем случае его считают либо не способным как следует работать, либо лентяем.

Поэтому основная проблема сканеров – найти работу, где будет востребован их специфический талант изучения всего «галопом по европам». 

Тесты на профориентацию обычно не выявляют сканеров как особым образом одаренных подростков и молодых людей – как правило, они показывают, что испытуемый обладает одинаково выраженными способностями и к математике, и к словесному творчеству, и к физике, и к географии, и к истории.

Из сканеров, подсказывает нам Шер, часто выходят отличные библиотекари, создатели документальных фильмов, поэты, путешественники, продавцы, менеджеры и даже одаренные учителя.

Очень часто сканеры по своему складу – популяризаторы, то есть несут высокую науку в массы, адаптируя ее для восприятия людьми без специальной подготовки.

Один из самых главных тезисов Шер таков: если вы сканер и живо интересуетесь очень разными темами, ни на чем не останавливаясь, вам ничего не нужно с собой делать – надо просто принимать себя таким, какой вы есть, жить и наслаждаться своей жизнью.

Не нужно прикладывать никаких усилий, чтобы выбрать, наконец, себе занятие по душе (или несколько занятий) и погрузиться в него с головой.

Вы хотите научиться переводить тексты с немецкого, знать основы молекулярной генетики и матанализа, а по выходным еще и заниматься выращиванием цветов на даче? Но при этом вы не можете выбрать, поступать вам на иняз или на биофак, потому что боитесь, что при этом вы упустите все остальное? Не волнуйтесь, с вами все в порядке.

Посмотрим с другой стороны

Идеи Барбары Шер быстро завоевали популярность среди отечественных любителей литературы по саморазвитию. Попробуем, однако, подойти к ним критически.

Если обратиться к здравому смыслу, вызывает сомнения уже сама правильность такой жесткой классификации, предполагающая всего два варианта.

По образованию Шер является, как она сама сообщает в своих книгах, бакалавром антропологии, работает коучем и не ведет ни психологических, ни социологических исследований. Все ее книги по жанру не научные, а популярно-психологические.

Это означает, что критерии отнесения человека к сканерам или дайверам весьма относительны и сформулированы нечетко. 

Ведь есть, например, люди, которые погружаются довольно глубоко в несколько тем – кем их считать, сканерами или дайверами? Деление людей на сканеров и дайверов не подкреплено никакими научными исследованиями, и его можно назвать просто субъективным взглядом самой Шер, который основан на несистематизированных наблюдениях за клиентами. Опять же, клиенты коуча – это люди определенного склада, поэтому их выборка вряд ли может считаться среднестатистической. 

Можно, например, разделить всех родителей на тех, кто придерживается вседозволенности для своих детей, и на тех, кто устанавливает в семье тоталитарный режим…

Конечно, мы встретим немало тех, кто точно вписывается в придуманные нами типы.

Но в то же время большинство родителей все-таки будут соответствовать каким-то промежуточным вариантам – вариантам, которые мы в своей классификации не учли. 

Итак, поскольку классификация Шер плохо обоснована, то возникают серьезные сомнения в правомерности остальных рекомендаций, которые автор дает, в частности, сканерам.

Кто такой сканер?

Остановимся на сканерах, потому что, как отмечает Барбара Шер, ни у общества, ни у близких людей нет проблем с пониманием и внутренним принятием типичного дайвера. Мы уже сказали, что сканер в чистом виде ни на чем не останавливается надолго, ничему не готов посвятить свою жизнь всерьез. Несмотря на то что классификация Шер неточна, все же встречаются люди, соответствующие этому описанию.

С другой стороны, популярность такого рода идей может приводить к тому, что читатель будет видеть в себе истинного сканера и культивировать в себе черты, которых у него на самом деле нет либо они изначально были очень слабо выражены. Иными словами, люди, которым образ сканера показался симпатичным, могут стараться стать им. Хорошо это или плохо? Действительно ли можно всю жизнь скакать от интереса к интересу, ни в чем не достигая никаких результатов, если действительно хочется объять необъятное?

С точки зрения психологии реализация любого проекта проходит три стадии: зарождение, ассимиляцию и завершение.

Это касается любого занятия, результатом которого будет обретение каких-либо навыков – например, изучение иностранного языка, освоение музыкального инструмента, занятия спортом и даже обучение в общеобразовательной школе.

Любой такой процесс начинается с желания (или осознания необходимости) его начать: а почему бы не выучить испанский язык? А может, стоит заняться спортом? И самое главное: в этом году я иду в школу, я уже большой!

На начальной стадии любому из нас безумно интересно все, что так или иначе связано с новым делом. Для усвоения начальных знаний и получения первых навыков достаточно приложить минимальные усилия – этим-то и привлекательно начало любого дела.

Но вот начало осталось в прошлом, и процесс переходит в стадию ассимиляции. Энтузиазм угасает. Вам кажется, что бесконечная отработка одних и тех же упражнений, элементов и повторение новых слов не выводят вас на новый уровень, не добавляют вам ничего принципиально нового… Если так, то зачем это всё и какой в этом смысл? 

Пожалуй, самые безрадостные в этом смысле школьные годы – средние классы, когда ребенок привык чувствовать себя большим, эффекта новизны уже нет, а до окончания школы еще остаются годы и годы.

Одна из причин потери интереса к занятиям, от которых раньше горела душа, – неумение пройти стадию ассимиляции, непонимание, что начальный энтузиазм невозможно поддерживать бесконечно, а для выхода на новый уровень нужно приложить гораздо больше усилий, чем ты прикладывал до этого.

За ассимиляцией рано или поздно должна прийти стадия завершения в самом широком смысле слова.

Это не только конец какого-либо дела, пожинание плодов его, но и выход на качественно новый уровень, когда ребенок или подросток сам оценивает результаты своих трудов и ясно видит, что уже многого достиг. Например, получение спортивного разряда.

В том же спорте совершенству нет предела, но полученный разряд показывает, что юный спортсмен уже преодолел какой-то рубеж. Для этой стадии характерен такой же сильный эмоциональный подъем, прилив внутренних сил, как и для начальной.

Но для того, чтобы выйти на высокий уровень, на котором уже будут очевидны результаты, нужно приложить очень серьезные усилия, а это почти всегда трудно, это стоит напряжения, и не всегда есть искреннее желание это делать. Здесь типичному сканеру становится настолько скучно, что он бросает свое дело и переходит к новому.

Нужно признать: сканеры – это люди, которые попали в зависимость от новизны, а если точнее, от того эмоционального подъема и прилива энергии, которым сопровождается начальный этап любого процесса.

Они не умеют доводить дело до конца, а с выходом книги Шер еще и получают мощную поддержку своего не-умения, ведь печатное слово воспринимается очень серьезно. Удел сканеров – быть вечно начинающими.

Чем рискует человек, который постоянно все «сканирует», ни на чем не останавливаясь? Только ли тем, что ничего так и не освоит на серьезном уровне, не получит образования, потому что будет переводиться с факультета на факультет? Не только. Несовершенные, частичные, слабые усилия дают такой же несовершенный результат.

В долгосрочной перспективе это ставит под вопрос даже саму возможность типичному сканеру зарабатывать себе на жизнь. Увы, поверхностные интересы могут быть лишь украшением жизни, вносить приятное разнообразие в повседневность, но не более того. Всю жизнь на поверхностном изучении и половинчатых усилиях не построишь.

В любой сфере серьезного результата достигает лишь тот, кто вкладывает в свое занятие много труда, сил и времени. На дилетантском, сканерском уровне это невозможно.

Для того чтобы начать получать стабильное удовольствие от какого-либо дела (от работы, хобби, ведения домашнего хозяйства), нужно в него все-таки глубоко погрузиться.

На это надо будет затратить гораздо больше усилий, чем на «сканирование», но и результат будет соответствующий.

  • Что выбирать?
  • В таком случае что делать родителям, чей ребенок постоянно интересуется разными видами творчества и разными науками? Например, как в стихотворении Агнии Барто «Болтунья»:
  • Драмкружок, кружок по фото,
  • Хоркружок – мне петь охота,
  • За кружок по рисованью
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector