Като Ломб: 10 заповедей для изучающих английский и другие языки

В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышло новое издание книги «Как я изучаю языки». Её автор, лингвист Като Ломб, освоила двадцать восемь языков, шестнадцать из которых стали для нее «рабочими» (с них и на них она переводила).

Като Ломб: 10 заповедей для изучающих английский и другие языки Иностранный язык: два необычных подхода к изучению

Русский язык Като выучила, читая в будапештском бомбоубежище «Мёртвые души», а испанский — по переводу романа «Джентльмены предпочитают блондинок». Она считала, что секрет изучения языков не в способностях, а в прилежности, мотивации и верно выбранной системе.

Система, которую она предлагает в своей книге, настолько проста, что помогает людям и спустя полвека со дня первого издания.

Мы составили краткий конспект метода Като Ломб (с поправкой на современную реальность), который поможет взяться за новый язык и заговорить на нём.

1. Купите толстый словарь

Като Ломб: 10 заповедей для изучающих английский и другие языки

Като Ломб

«Я никогда не покупаю маленьких словарей: опыт — не только мой! — показывает, что они быстро становятся ненужными, все равно приходится искать большой словарь».

Если вы выбрали редкий язык и русских словарей в продаже не найти, поищите пособие на другом языке, который вы уже неплохо знаете: английском, французском. На будущее можете купить толковый словарь на нужном вам языке.

Сперва словарь расскажет вам о правилах чтения. В начале обычно приводятся основы фонетики, но ими не обойтись. Поищите заимствования, названия наций, стран, городов, постарайтесь понять, как в выбранном языке соотносятся буквы и звуки.

Не бросайтесь учить слова, а рассматривайте их. Подмечайте, с помощью каких средств образуются от одного корня различные части речи, как они превращаются друг в друга. На первом этапе главное — попробовать температуру воды, а не нырнуть.

2. Купите учебник и художественную литературу

Като Ломб: 10 заповедей для изучающих английский и другие языки Выучить английский легче с мячиком

Поскольку вы учите язык самостоятельно, нужно выбрать пособие с ключом, то есть ответами в конце. Последовательно читайте все уроки и выполняйте упражнения. В тетради пишите просторно: ошибок не избежать. Не замазывайте их, а зачёркивайте и записывайте верный вариант над ошибочными. Пожурите себя за неправильные ответы и немедленно простите.

Когда учебник вам наскучит (это случится скоро), начинайте читать рассказы.

Като Ломб: 10 заповедей для изучающих английский и другие языки

Като Ломб

«Приобретаю всегда минимум пару в надежде, что одно из двух окажется более понятным. Слишком современную литературу стараюсь не читать, потому что иногда не понимаю ее и по-венгерски».

Не торопитесь заглядывать в словарь. Старайтесь искать знакомые слова, а незнакомые восстанавливать по контексту.

Читая книгу в первый раз, выпишите только те слова, которые поняли без подсказки словаря. Выписывать их нужно не изолированно, а в контексте: так они лучше запоминаются.

При втором и даже третьем прочтении выписывайте остальные слова — не все, а те, которыми вы пользуетесь в родном языке.

3. Слушайте

Като Ломб: 10 заповедей для изучающих английский и другие языки Когда один язык для дома, а другой для работы

Вы уже читаете — настало время поработать над произношением. Като советует найти радиостанции, вещающие на этом языке. Сегодня выбор больше: поищите подкасты, ещё лучше — аудиокниги.

Встретив незнакомое слово (поначалу вы только их и будете слышать), постарайтесь немедленно записать его. Когда передача (подкаст, глава аудиокниги) закончится, найдите слово в словаре.

Не откладывайте: в памяти ещё сохраняется контекст, он поможет и запомнить слово, и найти его, если вы расслышали неправильно (это, опять же, будет случаться часто).

Если слушаете аудиокнигу, не спешите подглядывать в текст: самостоятельно найденное слово запомнится гораздо лучше, да и удовольствия вы получите больше.

4. Найдите преподавателя

Если не отыщете профессионального педагога — не беда. Познакомьтесь с носителем языка. Сейчас, со всеми социальными сетями и глобализацией, сделать это куда проще. У живого собеседника есть два главных преимущества перед книгами и аудиозаписями:

— его можно попросить говорить помедленнее, чтобы уловить больше слов (впрочем, в хороших проигрывателях для аудиокниг есть такая функция);

— он может исправлять ваши ошибки «в реальном времени».

Като Ломб: 10 заповедей для изучающих английский и другие языки

Като Ломб

«Несколько лет назад я работала в Англии с очень приятным, образованным коллегой-переводчиком. Едва мы только познакомились, как я сразу же попросила его исправить мои ошибки. А через три недели, при прощании, я упрекала его в том, что он не исправил ни одной ошибки.

Неужели я ни одной не сделала? „О, как же, и еще сколько! — ответил он на мой вопрос. — Только, знаете ли, мы англичане, настолько привыкли к ошибкам иностранцев, что в нас выработался автоматический механизм их исправления.

И пока сказанное дойдет до сознания, оно имеет уже правильную форму“».

5. Переводите

Теперь, когда вы уже знаете какое-то количество слов, сочетаний, имеете представление о грамматических формах и структуре предложения. Закрепить эти знания поможет перевод на изучаемый язык. Он же выявит ваши главные ошибки.

Като Ломб: 10 заповедей для изучающих английский и другие языки

Като Ломб

«Говорить на иностранном языке — это вопрос привычки, я бы даже сказала, рутины. В том смысле, что умный человек дотягивается лишь на ту высоту, на какую позволяет ему его рост или потолок его знаний. И ничего зазорного в этом нет. Беда вот только, что, если выкручиваешься и маневрируешь лишь наличными знаниями, не растет словарный запас, не обогащается синтаксический арсенал».

6. Окунитесь в языковую среду

Като Ломб: 10 заповедей для изучающих английский и другие языки Великий бунтарь-языковед Хомский о языке, школе и детях

Это самый распространённый совет, но переоценивать его полезность не стоит. Да и пригодится он не всем. Если до поездки вы не знали языка, то и домой вернётесь с тем же багажом знаний. Тому, кто уже знал язык очень хорошо, заметить улучшения будет трудно. А вот «троечники» смогут многому научиться. Впрочем, не ждите, что прожив месяц-другой среди чужого языка, вы сразу его узнаете.

Като Ломб: 10 заповедей для изучающих английский и другие языки

Като Ломб

«В языковой среде к нам, возможно, и приклеится пара разговорных оборотов, два-три десятка слов, выражений, но не больше. Во всяком случае не больше, чем мы сможем выучить дома за то же самое время».

10 заповедей для изучающих иностранные языки

Возможно ли знать шестнадцать языков одновременно, включая не только европейские, но и азиатские? Ответ на этот вопрос нам даёт венгерская переводчица-синхронистка Като Ломб, которая освоила именно такое количество языков, не имея под рукой ни репетиторов, ни Интернета и даже современных продвинутых учебников.

Като Ломб: 10 заповедей для изучающих английский и другие языки

Като Ломб является также автором книги «Как я изучаю языки», откуда мы, изучающие японский (и не только) язык, можем почерпнуть 10 заповедей:

1) Занимайтесь языком ежедневно. Обязательно выделите для этого время, ведь есть масса способов уделить хотя бы 10-15 минут, даже если вы загружены до предела работой/учёбой/семьёй и т.д. Возьмите с собой в транспорт учебник, если едете в час пик, то вместо музыки слушайте аудирование, дома можно фоном пустить радио на изучаемом языке и т.д.

2) Если желание заниматься слишком быстро ослабевает, подумайте над изменением способа обучения. Все мыКато Ломб: 10 заповедей для изучающих английский и другие языки разные люди с разными способами восприятия информации, ищите свой, пробуйте новые, пока не найдёте тот самый уникальный, подходящий для вас.

3) Никогда не зубрите. Учите слова исключительно в контексте. Таким образом, у вас уже будут готовые словосочетания, которые вы будете знать, в каком случае использовать.

4) Выписывайте фразы из учебников, учите их наизусть и употребляйте как можно чаще.

5) Мысленно переводите всё, что попадается у вас на пути: домашние вещи, мебель, вывески, транспорт, надписи на упаковках, песни. Пусть для вас это станет игрой или соревнованием с самим собой.

6) Учите только проверенные правильные фразы. Лучше десять раз проверить, чем один раз выучить неправильно, а потом тратить время на переучивание.

7) Готовые фразы и выражения запоминайте от первого лица. Так вы их быстрее вытащите из памяти.

8) Никогда не учите язык изолированно. Это значит, что нельзя ограничиваться словарями и учебниками, необходимо смотреть фильмы, читать литературу, общаться с друзьями (желательно носителями языка).Като Ломб: 10 заповедей для изучающих английский и другие языки

9) Не бойся ошибок, а бойся неисправленных ошибок. Носитель языка, скорее всего, вас поймёт, даже если вы будете допускать ошибки, а если вы будете просить ещё и исправить их, то уровень языка будет только от этого расти.

  • 10) Будьте уверены, что вы, во что бы то ни стало, выучите язык!
  • А вы пользуетесь десятью заповедями Като Ломб?
  • Если вы только начинаете учить японский язык и хотите применить все эти советы на практике, то перейдите по ссылке.
Читайте также:  Глаголы прошедшего времени в английском языке: таблица, примеры и исключения

Конечно, можно учить японский язык самостоятельно.  Но не всем людям хватает сил организовать себя и учить язык регулярно, что, конечно, сказывается на результатах. Как выучить японский язык проще? На онлайн-курсах.

Так вам не придется тратить время на дорогу и вы сможете заниматься в удобное для вас время. Одновременно с этим вы будете получать доступные объяснения, домашние задания и обратную связь от учителя.

Например, после года обучения в нашей онлайн-школе вы уже сможете свободно общаться с японцами на повседневные темы. Как такое возможно? Смотрите тут.

10 советов от человека, знавшего 16 языков

Десять заповедей от Като Ломб знавшей 16 языков для тех, кто учит иностранные языки

Като Ломб: 10 заповедей для изучающих английский и другие языки

Като Ломб — профессиональная переводчица из Венгрии,
владеющая многими языками. Для всех осваивающих тот

или иной иностранный язык она сформулировала 10 заповедей

Внимание привлекает тот факт, что большинство из языков, которыми владела Ломб, она освоила самостоятельно, работая исключительно с учебниками и художественной литературой на изучаемом языке.

Свой метод освоения языков она изложила в книге «Как я изучаю языки».

В основе её подхода лежит принцип «полного погружения в язык»: освоение грамматики параллельно с чтением оригинальных текстов и заучиванием устойчивых словосочетаний, наиболее часто употребляемых в устной речи.

В книге «Как я изучаю языки» она сформулировала десять правил для изучения языка:

  1. Занимайся языком ежедневно. Если уж совсем нет времени, то хотя бы десять минут. Особенно хорошо заниматься по утрам.
  2. Если желание заниматься слишком быстро ослабевает, не «форсируй», но и не бросай учебу. Придумай какую-нибудь иную форму: отложи книгу и послушай радио, оставь упражнения учебника и полистай словарь и т.д.
  3. Никогда не зубри, не заучивай ничего по отдельности, в отрыве от контекста.
  4. Выписывай вне очереди и заучивай все «готовые фразы», которые можно использовать в максимально возможном количестве случаев.
  5. Старайся мысленно переводить все, что возможно: промелькнувшее рекламное табло, надпись на афише, обрывки случайно услышанных разговоров. Это всегда отдых, даже для уставшей головы.
  6. Выучивать прочно стоит только то, что исправлено преподавателем. Не перечитывай собственных неисправленных упражнений: при многократном чтении текст запоминается невольно со всеми возможными ошибками. Если занимаешься один, то выучивай только заведомо правильное.
  7. Готовые фразы, идиоматические выражения выписывай и запоминай в первом лице, единственного числа. Например: «I am only pulling your leg» (Я тебя только дразню).
  8. Иностранный язык — крепость, которую необходимо штурмовать со всех сторон одновременно: чтением газет, слушанием радио, просмотром недублированных фильмов, посещением лекций на иностранном языке, проработкой учебника, перепиской, встречами и беседами с друзьями — носителями языка.
  9. Не бойся говорить, не бойся возможных ошибок, а проси, чтобы их исправляли. И главное, не расстраивайся и не обижайся, если тебя действительно начнут поправлять.
  10. Будь твердо уверен в том, что во что бы то ни стало достигнешь цели, что у тебя несгибаемая воля и необыкновенные способности к языкам.

Формула Като

Като Ломб предложила простую формулу, которая определяет результат в освоении языка:
затраченное время + интерес = результат
или, если ее немного уточнить:

(затраченное время + интерес) / стеснение (страх сделать ошибку) = результат

И напоследок, когда 86 -летняя Като Ломб встретила своего 54-летнего друга, она произнесла решающую для его жизни фразу: «Стив, ты так молод! Столько лет впереди, столько языков еще можно выучить!». 

По материалам adme.ru

Като Ломб: 10 заповедей для изучающих английский и другие языки

Вам также может понравиться

10 заповедей Като Ломб для освоения иностранного языка

   5 советов от Като Ломб для изучения, понимания и усвоения языка звучат следующим образом:

Като Ломб: 10 заповедей для изучающих английский и другие языки

  1. Знакомство с иностранным посредством изучения словаря

   Перед началом изучения языка Ломб приобретала словарь и старалась «почувствовать язык». Она изучала буквы и звуки, пыталась произнести и прочесть слова, не пытаясь их заучить.

  1. Выполнение различных упражнений и развитие навыков чтения

   Для этого Като покупала несколько художественных книг по грамматике с тренировочными заданиями. Она читала несколько раз небольшие отрывки, выписывая из них непонятные слова, и искала их значение в справочниках.

    Поймать радиоволну на иностранном языке было доступным методом аудирования в те времена. Выписывая непонятные слова на листочек, она пыталась найти их значение и понять суть услышанного.

   Она искала иностранца, приехавшего на долгое время, и вела с ним разговоры на несложные темы.

  1. Письменные задания для перевода

   Всё время переводчица делала письменные записи, переводя словосочетания с родного языка на осваиваемый, и просила проверять её записи своего иностранного собеседника.

Като Ломб: 10 заповедей для изучающих английский и другие языки

   Эта уникальная женщина вывела свои 10 заповедей для изучения иностранного:

  • Каждодневные занятия (даже 15 минут в день способны освежить в памяти полученные знания);
  • Учёба в радость (не заставляйте себя зубрить и учить насильно; если наскучило – смените род упражнений);
  • Контекст важен (изучайте новую лексику, собранную в приятном для вас контексте, например, просмотрите короткометражку);
  • Разговорные фразы (пытаться запоминать и использовать в речи новые выражения);
  • Мысленные переводы (вспоминать названия окружающих предметов);
  • Грамотные тексты (изучайте только корректно составленные предложения);
  • Правильное запоминание (составлять предложения из изучаемых фраз от 1 лица в единственном числе);
  • Одновременная работа над всеми навыками (говорите, воспринимайте на слух и пишите на иностранном языке);
  • Разумное отношение к сделанным ошибкам (искать и прорабатывать);
  • Уверенность в себе и своих силах (убедите себя в том, что вы гениальны).

Как изучать языки: метод Като Ломб

Есть личность, которая совершенно перевернула моё
представление об изучении языков — Като Ломб. Полиглот из Венгрии по первому образованию была химиком и физиком. Но изучение языков очаровало Като, и она стала

одним из первых синхронных переводчиков в мире. Ломб знала 16 языков. Свой метод она описала в книге «Как я изучаю языки» И, поверьте, это реально.

Об авторе

Като Ломб: 10 заповедей для изучающих английский и другие языки

Сегодня Като Ломб известна как выдающаяся переводчица, писательница и одна из первых синхронных переводчиков в мире. Она была полиглотом.

Что это значит? Като свободно говорила, читала и писала на русском, английском, французском, немецком (и своем родном венгерском).

А так же работала с итальянским, испанским, японским, китайским, польским и другими. В общей сложности она владела 16 языками.

Моей первой мыслью было: как ей это удалось? И тут выяснилось, что для таких любопытных, как я, Като Ломб и написала книгу «Как я изучаю языки».

«Как я изучаю языки» не учебник и не методическое пособие. Книга небольшая, примерно 150 страниц. Это, скорее языковые мемуары, где человек с невероятным опытом делится накопленным языковым и жизненным багажом.

Здесь нет снобизма, хвастовства и рассуждений о том, как прекрасно и невероятно просто осваивать язык за языком.

И, если бы всю суть «Как я изучаю языки», попросили уместить в одну фразу, то я бы выбрала: «Терпение и труд все перетрут».

Като Ломб не предлагает легкие способы учить язык, она пишет о том, как себя заставить, смотивировать и снарядить к долгому (длиною в жизнь) и (что тут таить?) утомительному и тяжелому процессу освоения иностранного языка. Она пишет о себе не как о человеке одаренном и талантливом, а как об усидчивой и любопытной личности.

Вся система строится на том, что человек должен приложить усилие. Язык должен стать хобби, тем, чем заниматься действительно интересно. Интересно, а не легко

Почему это интересно

Слова Като и обличают и обезоруживают. Сложно придумать отговорку, почему я не могу учить язык точно так же (или, по крайней мере, попробовать). Речь не о том, чтобы слету освоить 16 или хотя бы три языка.

А о том, чтобы методично и качественно взяться всего за один.

Конечно, это требует времени, а с другой стороны, кому сейчас легко? Немного глупо ожидать, что иностранный язык со всем своим колоритом, историей и особенностями отпечатается в мозгу за секунду и там навсегда и останется.

Алгоритм действий

  • знакомство с языком: она начинала с того, что просматривала самый обычный словарь и пыталась определить правила чтения и закономерности языка;
  • чтение книг на языке оригинала: сначала поверхностное, а позднее скрупулезное со словарем и выписыванием неизвестных слов;
  • методичная проработка учебника и выполнение упражнений с самопроверкой;
  • далее нужно приучать ухо к иностранной речи (ТВ, радио);
  • не стесняться говорить: например, прокручивать у себя в голове внутренние монологи.

Ресурсов сегодня у нас с вами намного больше, даже намного-намного больше, чем у венгерской девочки, которая старалась выучить русский в 40-е военные годы по словарю и классической литературе.

Читайте также:  Большая распродажа в

Като Ломб: 10 заповедей для изучающих английский и другие языки

В книге Като рассказывает о том, как она однажды начала изучать польский. При университете, где она работала, открыли курсы польского языка для трех уровней: базовый (для тех, кто в глаза польский не видел), средний и для совершенствующихся (кому не хватает лишь практики). Угадайте, куда записалась Като? Конечно, в группу для совершенствующихся, хотя по-польски не знала ни слова. Почему?

Она была убеждена, что планку себе нужно ставить заведомо выше. Когда ты окружен теми, кто тоже ничего не знает — у тебя нет стимула, можно долго топтаться на месте

Но если все вокруг язык знают хорошо — у тебя будет цель догнать их, дотянуться и будет, у кого попросить о помощи.

Актуальность

Интересно, что сегодня в школах существуют те же самые проблемы, о которых еще в 70-е годы писала Като. Они волновали ее уже тогда. Прошло несколько десятилетий, и существенно ничего не изменилось.

Во-первых, из грамматики зачастую делают самоцель, за ней теряется язык. Грамматика ради грамматики делает изучение языка бессмысленным и непрактичным, потому что знать правила простого или настоящего времени — не значит уметь пользоваться языком в жизни.

Во-вторых, зубрежка. Квизы. Тексты. Диалоги. Все это заучивают зачастую бездумно, а потом так же быстро забывают. Это не расширяет словарный запас, как, видимо, ожидается. А просто отнимает время.

Като предлагает всегда помнить волшебное слово «контекст»

Учить все слова в контексте — значит привязывать их к конкретной ситуации, сфере.

Она предлагает метод «куста»: например, мы пытаемся выучить слово «дверь», но запоминаем его не отдельно, а вместе с другими логичными продолжениями: «открыть» дверь, «закрыть» дверь, «запереть», «отпереть», «ключ», «дверная ручка» и тому подобное. Так слово приобретет рамку, контекст, в котором его можно реально употреблять.

Формула Като Ломб: затраченное время + интерес = результат

если немного уточнить:
затраченное время + интерес / стеснение (страх сделать ошибку) = результат

Самой большой преградой Като называет стеснение — это препятствие, которое человек ставит себе сам. Стеснение использовать новую лексику. Стеснение заговорить с носителем языка и так далее.

Для кого эта книга

Для всех, кто хоть раз пытался учить иностранный язык и сдался. А еще для всех, кто начал учить и упорно продолжает это делать. Автор показывает, что для успешного знания языка необходимы не горы разнообразных учебников и самые дорогостоящие преподаватели, а любопытство, жизнелюбие, упорство и отсутствие страха перед ошибками.

И если вам стало хотя бы чуточку интересно, то здесь можно прочитать «10 заповедей Като Ломб» для тех, кто решился учить иностранный язык. А вот и книга «Как я изучаю языки» целиком.

Когда 86-летняя Като Ломб встретила своего 54-летнего друга, она произнесла решающую для его жизни фразу: «Стив, ты так молод. Столько лет впереди, столько языков еще можно выучить!»

10 заповедей Като Ломб

Любому, изучающему иностранный, всегда полезно обратиться к опыту тех, кто успешно освоил не один язык.
Венгерка Като Ломб входит в число самых выдающихся полиглотов XX века. Об изучении языков она написала несколько книг, одна из которых так и называется «Как я изучаю языки». Какие же советы она дает начинающим?

Но сначала несколько слов о ней самой.

Като Ломб

Като Ломб: 10 заповедей для изучающих английский и другие языки

Като Ломб (1909 – 2003) – известная венгерская переводчица, писательница, одна из первых в мире синхронных переводчиков. Вместе с родным венгерским она владела 17 языками. Причем на русском, английском, французском, немецком, итальянском, испанском, японском, китайском и польском она занималась синхронным переводом. С остальных – переводила письменно.

Для изучения языков Ломб интуитивно применяла подход, названный позже «естественным».

Уже известный вам американский лингвист Стивен Крашен позже разработал теорию, описывающую этот подход. При естественном освоении языка основное время уделяется чтению и слушанию того, что вам понятно и интересно. Специальному изучению грамматических правил при этом посвящается значительно меньше времени.

Стивен Крашен был знаком с Ломб, и их встреча оказала на него значительное влияние. Вот его слова:

«В Венгрии я встречался в женщиной, которую зовут Като Ломб, профессиональным переводчиком которая владеет 17 языками. В то время ей было 86. Когда мы прощались, то, что она сказала мне, изменило мою жизнь. «Стивен, вы еще так молоды. У вас еще столько лет впереди, вы можете выучить так много новых языков!» Мне тогда было 54. Какие вдохновляющие слова! С этого времени я опять активно занялся вопросами освоения иностранных языков.»

10 заповедей

В книге «Как я изучаю языки» Като Ломб приводит 10 заповедей-рекомендаций тем, кто хочет овладеть иностранным языком. Вот этот список с небольшими моими ми.

1. Занимайся языком ежедневно. Если уж совсем нет времени, то хотя бы десять минут.

Очень важно заниматься регулярно. Т. е. 15 минут занятий каждый день лучше, чем час раз в три дня. Так мы привыкаем к языку. Если же заниматься редко, особенно на начальном этапе, то к следующему разу мы забудем почти все.

2. Если желание заниматься слишком быстро ослабевает, не «форсируй», но и не бросай учёбу. Придумай какую-нибудь иную форму: отложи книгу и послушай радио, оставь упражнения учебника и полистай словарь и т.д.

Интерес – самое главное при освоении языка. То, чем мы занимаемся, должно приносить удовольствие. Если вы заставляете себя, то значит что-то не так. Попробуйте сменить методику, материалы.

3. Никогда не зубри, не заучивай ничего по отдельности, в отрыве от контекста.

Зубрежка слов списком – самый неэффективный способ. Во-первых, действительно, у каждого слова – множество значений, которые раскрываются именно в контексте. А во-вторых, это просто скучно.

4. Выписывай вне очереди и заучивай все «готовые фразы», которые можно использовать в максимальном количестве случаев.

Да, действительно готовые фразы могут нам помочь. Если какая-то фраза встречалась нам много раз, мы можем естественно ее употребить, не задумываясь об отдельных словах. Но здесь можно немного поспорить с Като, принимая во внимание ее же совет №3. Я бы не рекомендовал специально заучивать фразы. Если фраза действительно частая, то мы автоматически ее запомним, просто много читая и слушая.

5. Старайся мысленно переводить всё, что только возможно: промелькнувшее рекламное табло, надпись на афише, обрывки случайно услышанных разговоров. Это всегда отдых, даже для уставшей головы.

Тут нужно иметь в виду, что Ломб была все же именно переводчиком, причем занималась устным синхронным переводом. Ничего плохого в таких упражнениях нет, это может помочь «разговориться». Но для многих (для меня самого, например) это немного скучно. Так что не заставляйте себя. Если вам это подходит, почему бы и нет? Если нет, займитесь чем-то, что вам нравится больше.

6. Выучивать прочно стоит только то, что исправлено преподавателем. Не перечитывай собственных неисправленных упражнений: при многократном чтении текст запоминается невольно со всеми возможными ошибками. Если занимаешься один, то выучивай только заведомо правильное.

Самое главное в этом совете то, что мы осваиваем язык, встречая именно правильные конструкции. Поэтому, например, общение с такими же начинающими, как вы, может только повредить. К сожалению, этим часто злоупотребляют на многих курсах. Что же касается «заучивания» и самих «упражнений», сама Като предпочитала просто много читать и слушать радио.

7. Готовые фразы, идиоматические выражения выписывай и запоминай в первом лице, ед. ч. Например: «I am only pulling your leg» (Я тебя только дразню).

Като, скорее всего, имела здесь в виду то, что новое лучше усваивается, когда воспринимается более эмоционально. А когда человек говорит о себе, это всегда так.

8. Иностранный язык – это крепость, которую нужно штурмовать со всех сторон одновременно: чтением газет, слушанием радио, просмотром недублированных фильмов, посещением лекций на иностранном языке, проработкой учебника, перепиской, встречами и беседами с друзьями – носителями языка.

Освоение нового языка требует времени. Поэтому это, наверное, самый главный совет. Чем больше вы будете заниматься, тем быстрее и лучше вы освоите язык.

9. Не бойся говорить, не бойся возможных ошибок, а проси, чтобы их исправляли. И главное, не расстраивайся и не обижайся, если тебя действительно начнут поправлять.

Чтобы научиться говорить, нужно говорить. Берите пример с детей. Им важно само общение, они не волнуются, как они выглядят, когда говорят. Что же до исправления ошибок, я думаю, что Като несколько переоценивала их роль.

Как показывают современные исследования, человек большей частью просто пропускает поправления мимо ушей. Дело в том, что когда ты сам говоришь, очень трудно одновременно обращать внимание на исправления, мы слишком поглощены собственной речью.

Читайте также:  Где выпить или купить чай в лондоне?

Да и найти того, кто нас будет все время поправлять, довольно сложно.

10. Будь твердо уверен в том, что во что бы то ни стало достигнешь цели, что у тебя несгибаемая воля и необыкновенные способности к языкам. Если у тебя не получается, ругай учебники, словари, сам язык. И дело пойдёт.

Тут с Като Ломб нельзя не согласиться. Любому по силам освоить любой язык. Все трудности только временны. И людей, не способных к языкам, нет!

Успехов в освоении языка!

Ваш преподаватель английского Владимир Шейнблат

Десять заповедей изучения английского языка Като Ломб

 Като Ломб: 10 заповедей для изучающих английский и другие языкиКато Ломб — профессиональная переводчица и писательница, которая известна всему миру благодаря своей способности к быстрому изучению иностранных языков. Эта удивительная женщина родилась в Венгрии в 1909 году и за свою долгую жизнь освоила более четырнадцати языков. Като свободно говорила на английском, немецком, русском, французском. Хорошо понимала польскую, китайскую речь и могла общаться по-итальянски и по-японски. Читала и писала со словарем на болгарском, румынском, словацком, датском, украинском, польском языках и даже на латыни.

Самое удивительное заключается в том, что Ломб практически все языки осваивала самостоятельно. Она работала исключительно с учебными пособиями и литературой изучаемого языка.

Впоследствии Като Ломб решила поделиться своим методом освоения иностранных языков и написала целую книгу. В книге  «Как я изучаю языки» писательница раскрыла свой главный принцип изучения, который заключался в «полном погружении в язык».

Грамматику она осваивала в процессе чтения оригинальных текстов, заучивая устойчивые выражения, наиболее часто встречающиеся в устной речи.

В своей книге Като Ломб сформулировала десять заповедей для изучения иностранного языка, которые звучат следующим образом:

  1. Изучением языка следует заниматься ежедневно. Если совсем не позволяет время, то хотя бы десять минут. Самое лучшее время – утро.
  2. Когда желание заниматься ослабевает, не заставляй себя, но и не бросай учебу. В эти моменты можно придумать какой-нибудь другой способ изучения, например, послушать радиостанцию изучаемого языка, полистать иностранные комиксы и т.д.
  3. Старайся не зубрить и не заучивать слова и фразы по отдельности, запоминай их в процессе чтения.
  4. Заведи отдельный блокнот и записывай туда «готовые фразы», которые можно употреблять во всевозможных ситуациях и заучивай их.
  5. Пытайся мысленно переводить все, что слышишь или видишь: рекламные афиши, вывески, обрывки разговоров незнакомых людей. Это не только полезное, но и очень увлекательное занятие, а также отличный отдых.
  6. Выучивать наизусть стоит только то, что говорит преподаватель. Никогда не читай собственные непроверенные преподавателем упражнения: многократное чтение способствует невольному запоминанию текста со всеми его возможными ошибками. При самостоятельном изучении выучивай только действительно правильное, написанное в учебниках.
  7. Идиоматические выражения, готовые фразы запоминай в первом лице, единственном числе.
  8. Любой язык – это настоящая крепость, штурмовать которую придется со всех сторон одновременно. Главным же «оружием» должно стать: слушание радио, чтение газет, просмотр фильмов без перевода, посещение лекций, самостоятельная проработка учебника,  беседы и переписка с друзьями, являющимися носителями языка.
  9. Не стесняйся говорить, не бойся совершить ошибку, а всегда проси, чтобы тебя поправляли. А когда тебя начнут поправлять – не обижайся и не расстраивайся.
  10. Никогда не теряй уверенности в том, что ты достигнешь цели, во что бы то ни стало, что ты обладаешь несгибаемой волей и уникальными способностями к изучению языков.

Также Като Ломб предложила очень интересную и в то же время простую формулу, определяющую результат освоения языка:

(интерес + потраченное время) / страх совершить ошибку (стеснение) = результат

В возрасте 86-ти лет Като Ломб, встретив своего 54-летнего друга, сказала фразу, ставшую очень значимой в его дальнейшей жизни: «Стив, как ты молод! У тебя еще столько лет впереди, ты знаешь, сколько языков еще можно выучить!».

Как видите, ничего сложного в изучении иностранных языков нет. Главное – огромное желание и минимум 10 минут в день и вы будете отлично говорить не только на английском, но и на других языках, если пожелаете!

Похожие статьи

Кругозор

Как учить языки: 10 заповедей полиглота

10 карточек 28 ноября 2016 87 159 просмотров

Алена Лепилина

Като Ломб — полиглот. За свою жизнь она самостоятельно выучила 28 языков, из которых 16 языков стали для нее рабочими: для переводчика это означает возможность свободно переводить устно и письменно.

Като бралась за новые языки даже будучи в преклонном возрасте за 80 лет. И всегда считала, что не обязательно иметь врожденные способности, чтобы заговорить на иностранном языке.

Достаточно прилежания и мотивации.

Свой опыт от странствий по просторам иностранных языков Като Ломб обобщила в книге «Как я изучаю языки». Предлагаем 10 заповедей для тех, кто по-настоящему, а не кокетничая, не заигрывая, хочет овладеть иностранным языком.

1

Занимайся языком ежедневно.

Если уж совсем нет времени, то хотя бы десять минут. Особенно хорошо заниматься по утрам.

2

Не бросай занятия

Если желание заниматься слишком быстро ослабевает, не форсируй, но и не бросай учёбу. Придумай какую-нибудь иную форму: отложи книгу и послушай радио, оставь упражнения учебника и полистай словарь и т. д.

3

Никогда не зубри

Не заучивай ничего по отдельности, в отрыве от контекста. Заучивая слова, используй кустовой метод: записывайте в тетрадку, составляя словник, слова не изолированно, а в сочетаниях с другими.

В первую очередь вместе с другими словами текста, приписывая родственные по смыслу слова (синонимы) или противоположные по смыслу (антонимы).

Нельзя забывать о ценном свойстве слов: об их способности порождать целые семьи слов, порою чрезвычайно многочисленные, которые, в свою очередь, образуют лексическое «общество» языка.

4

Учи готовые фразы

Выписывай вне очереди и заучивай все «готовые фразы», которые можно использовать в максимальном количестве случаев.

Я расспросила одного из моих знакомых, ученика средней школы, который прекрасно объяснялся во время туристической поездки в Германию, и он сказал, что просто «пропахал» карманный словарь.

Но заучивал слова во всех их значениях — кустовым образом, и словосочетания раскрывали перед ним внутреннюю логику языка.

5

Старайся мысленно переводить

Переводи все, что только возможно: промелькнувшее рекламное табло, надпись на афише, обрывки случайно услышанных разговоров. Это всегда отдых, даже для уставшей головы.

6

Не заучивай ошибки

Выучивать прочно стоит только то, что исправлено преподавателем. Не перечитывай собственных неисправленных упражнений: при многократном чтении текст запоминается невольно со всеми возможными ошибками. Если занимаешься один, то выучивай только заведомо правильное.

7

Учи так, как будешь говорить

Готовые фразы, идиоматические выражения выписывай и запоминай в первом лице, ед. ч. Например: I am only pulling your leg (Я тебя только дразню). Или: Il m’a posе’ un lapin (Он не пришел на назначенную встречу).

8

Учи язык по-разному

Иностранный язык — это крепость, которую нужно штурмовать со всех сторон одновременно. Занимайся языком по-разному: чтением газет, слушанием радио, просмотром недублированных фильмов, посещением лекций на иностранном языке, проработкой учебника, перепиской, встречами и беседами с друзьями — носителями языка.

9

Не бойся ошибок

Ни в коем случае не бойся говорить, не бойся возможных ошибок, а проси, чтобы их исправляли. И главное, не расстраивайся и не обижайся, если тебя действительно начнут поправлять. Так что не будем сердиться на ошибки и не будем их стыдиться. Они источник многочисленных ценностей.

10

Будь уверен в себе

Будь твердо уверен в том, что во что бы то ни стало достигнешь цели, что у тебя несгибаемая воля и необыкновенные способности к языкам. А если ты уже разуверился в существовании таковых — и правильно! — то думай, что ты просто достаточно умный человек, чтобы овладеть такой малостью, как иностранный язык.

А если материал все-таки сопротивляется и настроение падает, то ругай учебники — и правильно, потому что совершенных учебников нет! — словари — и это верно, потому что исчерпывающих словарей не существует, — на худой конец, сам язык, потому что все языки трудны, а труднее всех — твой родной. И дело пойдёт.

По материалам книги «Как я изучаю языки»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector