А вы знали, что существуют полезные техники чтения?

Медленное чтение приводит к тому, что человек постоянно отвлекается, быстро устаёт, а главное — не успевает за растущим объёмом цифровой информации.

Между тем с седьмого класса, то есть примерно в 13–14 лет, мозг готов осваивать более быстрые скорости чтения. Существует несколько приёмов, которые помогут развить навык скорочтения.

Методы и способы скорочтения

Обучение скорочтению поможет ребёнку быстро усваивать информацию и лучше учиться, кроме того, он будет тратить гораздо меньше времени на выполнение домашних заданий. Существуют различные методы и способы обучения скорочтению, которые включают в себя упражнения, работу с таблицами и текстами. В этой статье мы рассмотрим основные приёмы быстрого чтения.

Разминка «2–3–5»

Любая тренировка начинается с разминки мышц, а когда мы берём в руки книгу, то сразу приступаем к чтению. Чтобы глаза меньше уставали от печатных текстов и работы за компьютером, Павел Палагин в своей книге «Скорочтение на практике» рекомендует сначала «размять глаза», расширив периферическое зрение.

Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите в руки секундомер, книгу формата А5 (это стандартный книжный размер), расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.

Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремитесь понять их смысл.

На последнем этапе упражнения по обучению скорочтению вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро с пониманием по одной строчке слева направо.

«Клиновидные таблицы»

Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после — что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.

Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения. Для этого можно использовать специальные таблицы для скорочтения, которые помогут развить навыки.

Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель данной таблицы цифр для скорочтения — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.

А вы знали, что существуют полезные техники чтения?

«Лабиринт»

Ещё одна важная составляющая процесса чтения — способность длительное время концентрировать внимание.

Этот поднавык тренируется с помощью знакомых с детства головоломок-лабиринтов, которые также помогут освоить быстрый способ чтения.

А вы знали, что существуют полезные техники чтения?

Попробуйте одним только взглядом найти выход из этой ловушки.

Возвратные движения глаз

При чтении мы часто возвращаемся к уже прочитанной части текста. Это отрицательно влияет на понимание и снижает скорость.

Чтобы не перечитывать одно и то же, проводите пальцем или карандашом под строкой в процессе чтения. Выглядит этот приём быстрочтения «по-детски», зато он очень эффективен.

Техника развития скорочтения «Сбор урожая»

Этот приём также описан в книге Павла Палагина.

Когда вы прочли интересный параграф с полезной информацией и принялись за следующий, это не означает, что знания перешли из книги к вам. Ваш мозг запоминает следующее: «Полезная информация в книге. Если надо будет вспомнить её, то придётся перечитать книгу».

Чтобы информация стала частью вас и перешла в долговременную память, нужно сделать паузу, представить суть прочитанного и проговорить про себя основные моменты.

Три шага техники быстрочтения «Сбор урожая»:

  1. Стоп. Как только вы дочитали законченный смысловой блок до конца, остановите процесс чтения, отведите глаза от текста и сделайте короткую паузу.
  2. Суть. Представьте основу прочитанного текста в виде образа, схемы, ситуации и тому подобного. У вас в голове должны возникнуть главные аспекты новой информации и тот смысл, который они несут.
  3. Проговаривание основы. Постарайтесь ёмко и коротко описать своими словами суть текста, которую вы представили себе. Чем короче, тем лучше.

При этом во время самого чтения важно избегать артикуляции (проговаривания текста). Для этого можно плотно сжимать губы и прикусывать язык. А ещё больше «урожая» можно собрать, вооружившись текстовыделителем и отмечая важные моменты в тексте (не больше 10 слов на одну мысль).

Тексты для скорочтения

Для развития быстрого чтения можно использовать специальные тексты для скорочтения. Эти тексты отличаются от обычных и прекрасно подходят для развития быстрого способа чтения.

Например, текст может быть повёрнут от читающего на 90 градусов, написан вверх ногами, либо в нём могут отсутствовать некоторые буквы, которые необходимо отгадывать.

Также при обучении скорочтению используют «зашумлённые» тексты — на такие тексты накладываются различные «решётки» или «паутинки». Тексты для скорочтения можно найти в книгах-тренажёрах по развитию скорочтения у детей.

А вы знали, что существуют полезные техники чтения?Пример «зашумлённого» текста для скорочтения

Резюме

Регулярные занятия помогут вашему ребёнку освоить навык скорочтения и успешно использовать его в учёбе.

В процессе обучения вы можете обращаться к методикам, о которых мы рассказали в статье, использовать методические пособия, включающие таблицы для скорочтения, упражнения и тексты для быстрого чтения.

Хвалите ребёнка за успехи и мотивируйте его обучиться скорочтению, чтобы открыть для себя новые возможности.

Как читать эффективно: подборка полезных материалов

А вы знали, что существуют полезные техники чтения?

Пожалуй, мы не преувеличим, если скажем, что умение читать – одна из самых замечательных вещей, доступных человеку. Благодаря чтению мы можем получать новые знания, учиться, погружаться в удивительные миры, коротать холодные зимние вечера, укутавшись теплым пледом… Но книг столько, что и жизни не хватит прочесть все, что интересно. Однако попробовать никто не мешает! Как читать быстрее? Как читать эффективно? Как запоминать прочитанное? Как понимать сложные тексты? Что такое скорочтение? Как научиться этому навыку? Если вас интересуют подобные вещи, наша новая подборка поможет вам прокачать свои читательские навыки!

1

Ежедневное чтение, вероятно, самая важная из всех полезных привычек. С этим можно поспорить, ведь начитанные люди далеко не всегда успешны. Поэтому важно не только привить себе любовь к чтению, но и научиться читать книги правильно. Вероятно, вы и сами пребывали в такой ситуации: читаете книгу и понимаете, что никакой пользы она не несет.

Однако продолжаете. Почему? Психологи говорят, что таким образом вы оправдываете уже вложенные действия. А по-простому – занимаетесь самообманом. То же самое, когда вы читаете интереснейшую книгу, но не применяете знания из нее на практике. Оба примера далеки от оптимального чтения. Что это и как ему научиться? Читайте в нашей статье.

Читать подробнее…

2

Большинство из нас любит читать во время досуга, «смаковать» каждое слово. Однако часто важна и скорость чтения. Как и другие навыки, чтение тоже требует обучения и достижения мастерства для того, чтобы полностью пользоваться всеми его преимуществами. Первым делом важно понять, чего вы хотите добиться от прочтения.

Избегайте интенсивного чтения, если вам нужно просто просканировать книгу на предмет понимания общих вещей. Из статьи вы узнаете, что такое сканирование текста, как правильно выполнять скимминг, в чем разница между интенсивным и экстенсивным чтением. Все это поможет вам начать читать эффективнее уже со следующей страницы.

 Читать подробнее…

3

Большинство людей уверены, что умеют читать, поскольку овладели алфавитом. Но грамотность не равна «умению читать», т.е. быстро и правильно понять содержание печатного текста и составить о нем собственное мнение.

Как показывает практика, процесс развития навыков чтения останавливается в 6-м классе школы: выпускники и даже студенты вузов в среднем умеют читать не лучше шестиклассника. Чтение – основа образования, процесса, который продолжается всю жизнь и ответственность за который несем только мы сами.

Единственный способ продолжить образование самостоятельно – это научиться читать правильно. И как это сделать, вы можете узнать в кратком изложении произведения Мортимера Адлера «Как читать книги». Читать подробнее…

Читайте также:  Интервью Меган Маркл и принца Гарри

4

У вас наверняка было такое, что одна книга давалась с огромным трудом и требовала большого количества времени, в то время как другая «проглатывалась» буквально за один присест. Сложность текста зависит от многих факторов: настроения, физического состояния, типа материала и способностей конкретного человека.

Чтобы понять и «впитать» любую книгу, ваш мозг должен обрабатывать не только слова по порядку, но и их связь, а также контекст, стоящий за ними. Автор может использовать иронию, сарказм, подтекст и метафоры – все это читатель должен воспринять, как и было задумано.

Научиться этому можно с практикой, о которой мы и расскажем в статье. Читать подробнее…

5

Умеем ли мы читать? Читать по-настоящему, как это делали гениальные ученые и гениальные писатели? Ответ на этот вопрос прост. Если вы не гениальный ученый и не гениальный писатель, то эта статья для вас. Развитие сети Интернет приучило нас обрабатывать быстро и поверхностно большие объемы информации.

 Зачастую мы «скользим» взглядом по тексту, выхватывая лишь основные идеи, считая, что постигаем истину. Потом приходится удивляться, что через некоторое время книга воспринимается как совершенно новый текст.

Так как же нужно читать, чтобы достигнуть «потолка» в понимании книги и максимально продуктивно запоминать информацию? Давайте изучим процесс максимально продуктивного чтения. Читать подробнее…

6

Благодаря исследованиям в области лингвистики советского лингвиста и психолога Николая Ивановича Жинкина было выявлено, что чтение представляет собой процесс одновременного приема и выдачи речи. Во время чтения человек воспринимает текст, т.е.

принимает и обрабатывает письменную речь, а по завершению чтения он составляет какое-то представление о том, что только что прочел, тем самым выдавая результат обработки речи. И на этапе усвоения материала речевые процессы играют немаловажную роль. И именно от их организации зависит то, как быстро читает человек.

Всего существует три варианта чтения, и мы хотим поговорить как раз о третьем – чтении без артикуляции. Читать подробнее…

7

Если вы любите читать, то наверняка вам попадались в руки книги, смысл которых тяжело пересказать. Проблема в том, что современная школа не учит, как нужно критически прочитать книгу, понять ее смысл и особенно – главный посыл автора.

После прочтения кажется, что проблем с чтением не было, но пересказать главные аргументы и идеи автора мы часто не можем. Поэтому эйфория от полученных знаний угасает и не придает уверенности. В этой статье вы узнаете, какие есть уровни и принципы чтения и как их развивать.

На основе описанных стадий и правил появится возможность развить навыки эффективного чтения, что поможет структурировать мысли о каждой прочитанной книге. Читать подробнее…

8

Чтение – это едва ли не самый простой и приятный способ саморазвития практически во всех сферах жизни. Однако даже в таком легком методе есть свои нюансы.

Как читать с максимальной пользой? Что читать? Где найти время на книги? Как сделать так, чтобы информация лучше запоминалась? Стоит ли использовать техники скорочтения? В статье мы поговорим об эффективности быстрого чтения, выборе формата книги, и способах извлекать из любых книг наибольшую пользу. Уверены, этот материал поможет вам расширить свои границы как читателя и выйти на качественно новый уровень. Читать подробнее…

9

Чтение книг является одним из самых лучших способов времяпрепровождения. Книга обладает удивительной силой и способна перенести читателя в иную реальность. Книга заставляет нас переживать массу эмоций и получать новые впечатления, меняет настроение и заставляет сердце замирать или биться еще сильнее.

Книга просвещает нас и дает нам новую информацию. И как было бы хорошо, если бы мы могли читать в любое время, поглощая все новые сотни страниц.

Для всех книгоманов и библиофилов, страдающих от нехватки времени на чтение интересной литературы, мы подготовили несколько дельных советов, способных исправить сложившееся положение вещей. Читать подробнее…

10

На этой онлайн-программе всего за 4 недели с помощью специальных игр и техник вы сформируете навык быстрого чтения и запоминания, который сможете применять в работе и учебе. Программа для вас, если вы старше 13 лет и вам нужно много читать и надолго запоминать информацию по учебе.

Если в работе вы имеете дело с большим количеством текстовой информации, которую необходимо осваивать. Если вы стремитесь к постоянному развитию и много читаете, чтобы улучшать свои профессиональные и личные навыки.

Если вы часто забываете, о чем была недавно прочитанная книга, не умеете быстро искать нужную информацию и структурировать ее. Узнать подробнее…

При серьезном подходе и регулярной практике можно повысить свою скорость чтения всего за несколько недель. А если продолжать заниматься, за считанные месяцы можно научиться буквально десятками «проглатывать» интересные книги. Занимайтесь и у вас все получится! Желаем удачи!

Нормы техники чтения по ФГОС: 1-4 классы. Как проверять технику чтения, какие параметры следует контролировать и важно ли понимание текста?

В своей книге «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе» Г.Г. Мисаренко рассуждает о том, из чего складывается процесс чтения. Педагог приходит к выводу, что надо различать технику чтения и осмысленность чтения. Первое — это умение узнавать буквы, декодировать их в звуки, составлять слоги, а в дальнейшем — слова.

Второе — это способность понимать смысл прочитанного, воспринимать его суть и языковые особенности.

Прежде чем сформирован навык «декодирования» слов, невозможно требовать от ребенка осмысленного чтения: все его интеллектуальные силы уходят на опознавание букв, слогов и слов, на смысл не остается ни времени, ни сил. Так что решать проблему формирования осмысленности надо лишь тогда, когда собственно техника доведена до автоматизма на уровне, необходимом для учеников данного класса.

Нормы для учеников разных классов

Ниже приведены таблицы, в которых указаны ориентировочные нормы техники чтения по ФГОС (1-4 класс).

Эти таблицы можно использовать для проверки уровня навыка у ребенка дома и в школе; естественно, по классам показатели меняются.

Однако необходимо осознавать, что техника чтения — необходимое базовое умение, но недостаточное. После того, как сформирована техника, необходимо переходить к освоению осмысленности чтения.

(таблицы?)

Как проверить технику чтения

Чтобы выяснить, соответствуют ли показатели ученика нормам техники чтения по классам по ФГОС, надо правильно проверить технику чтения.

Что при этом учитывается?

  • скорость чтения: сколько целых слов читает ребенок за минуту;
  • способ чтения: читает ли школьник по слогам или прочитывает слово целиком;
  • выразительность чтения (соблюдает ли ребенок интонацию, задаваемую знаками препинания: перечислительную при однородных членах; интонацию конца предложения при точке, вопросительную при вопросительном знаке и восклицательную — при восклицательном);
  • правильность чтения: отсутствие искажений слов.

Готовя текст для проверки техники чтения, надо соблюдать следующие требования:

  • он должен быть незнакомым, но нетрудным, без длинных предложений и сложных синтаксических конструкций;
  • смысл текста должен быть доступен пониманию ребенка;
  • размер шрифта должен соответствовать возрасту школьника;
  • весь тест должен располагаться на одной странице, на которой не должно быть иллюстраций.

Ход проверки

Проверка техники чтения — важный вид работы в начальной школе. Учителю необходимо знать, какого уровня владения техникой «декодирования» букв достигли ученики. Поэтому во 2 – 4 классах требуется обязательный входной контроль.

Но этого мало. Проводить проверку техники чтения надо несколько раз в год; дети не должны воспринимать эту процедуру как нечто травмирующее. Поэтому выставлять оценку собственно по результатам проверки не следует. Оценивание чтения проводится на уроке литературного чтения.

Читайте также:  15 советов на каждый день: займитесь английским уже сегодня!

Надо предложить ребенку читать текст в течение трех минут. Если ученик ошибся, запрещено его останавливать или поправлять: это нужно сделать после проверки. Следует постараться настроить ребенка на спокойное выполнение работы. Если не получилось (ребенок заикается от волнения, его голос срывается), лучше перенести проверку: ее результаты будут неточными.

Как считать слова

После того как ребенок читал в течение трех минут, его надо остановить и пометить слово, до которого он дошел. Затем подсчитать все прочитанные слова, в том числе предлоги, союзы и частицы.

Полученный результат надо разделить на три, чтобы узнать, сколько слов в минуту прочитал школьник; в школе результат вносится учителем в бланк проверки.

Это поможет следить за динамикой учеников; результаты можно также заносить в портфолио школьника.

Если проверку проводят родители дома, то ученику 3-4 класса можно предложить читать в течение 5 минут и разделить затем количество слов, прочитанных за это время, на пять. Такой результат будет еще точнее.

Осмысленность чтения

Следуя требованиям ФГОС, стоит после прочтения текста задать ребенку несколько несложных вопросов по содержанию, чтобы проверить, понимает ли школьник, что он читает.

Но при этом надо помнить, что осмысленное чтение — это уже второй этап при обучении. Сначала необходимо отработать технику.

Как можно повысить технику чтения

Существует огромное количество упражнений, направленных на повышение техники чтения. Некоторые виды удобны для работы в классе, другие результативнее при использовании дома, индивидуально.

Для индивидуальных занятий, например, отлично подойдет упоминавшийся выше сборник упражнений Г.Г. Мисаренко. В нем подобраны слова и предложения в соответствии с уровнем сложности.

Прекрасные результаты дают следующие упражнения:

  • «жужжащее чтение» — чтение вполголоса в течение 5 минут в начале каждого урока;
  • «письмо в бутылке» — чтение текста, «поврежденного водой», то есть специально подготовленного текста, в котором некоторые буквы или слоги отсутствуют;
  • «вычеркивание» — вычеркивание в течение 3 минут заданных букв из текста или списка слов;
  • «найди слово» — поиск заданного слова в тексте или списке слов;
  • «тарабарская грамота» — чтение текста, где отдельные буквы написаны «вверх ногами», или горизонтально, или другим цветом/шрифтом, или зачеркнуты и т.п.

Читайте подробнее: 10 приемов для тренировки техники чтения.

Полезны и обычные игры-головоломки типа «Эрудита» или филворда.

Как тренировать осмысленность чтения

После того как техника чтения стала достаточной, можно уделить время формированию осмысленности чтения.

Порекомендуем несколько игр.

  • «Тарабарский язык». Необходимо заготовить около 50 карточек, на каждой из которых написаны или обычные слова, или несуществующие, «тарабарские», слова. Ребенок должен разложить карточки на две кучки: с русскими словами и с «тарабарскими».
  • «Верю не верю». Школьник читает предложения, из которых некоторые содержат очевидно ложную информацию. Например, такое предложение: «На Новый год все ребята украшают березки стеклянными шариками и гирляндами». Необходимо найти такие предложения.
  • «Сочинение Незнайки». Поиск несуразностей в тексте. Задание, аналогичное предыдущему, но с текстом, а не с предложениями.

Развитие техники чтения — важнейшая задача. Надеемся, наша статья будет полезна и поможет достичь высоких результатов.

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

А вы знали, что существуют полезные техники чтения?

Чем полезно чтение вслух: 8 преимуществ важной литературной привычки

Каждый из нас прекрасно знает, что привычка читать книги прокачивает человека по всем фронтам, однако при этом надо хорошо понимать, что чтение бывает разным. Например, беглым и невнимательным в вагоне поезда метро, когда ты спешишь на работу, либо вдумчивым и артистичным, когда сидишь у себя дома и произносишь реплики героев повествования вслух. 

Оказывается, между этими двумя видами чтения есть большая разница, и вторая категория любителей литературы получает больше от книг, чем первая. Понятное дело, что не всегда у нас есть возможность собрать вокруг себя заинтересованную группу лиц и начать декламировать ей стихи по книжке. Однако время от времени каждому из нас просто необходимо искать возможности для такой практики. 

Изучив пользу чтения вслух и узнав, насколько она велика и многогранна, мы решили поделиться ею с тобой. Если ты ищешь новые пути развития и хочешь заручиться полезной привычкой, поверь, это тебе определенно пригодится. 

Содержание 

1. Тренировка памяти2. Пополнение словарного запаса3. Развитие актерских способностей4. Улучшение дикции5. Снятие стресса6. Практика образного мышления7. Проявление эмпатии8. Профилактика деменции

1. Тренировка памяти 

Сразу стоит отметить, что чтение «про себя» заметно отличается от чтения вслух по многим параметрам. Например, во время чтения вслух мы намного больше сконцентрированы на материале и не отвлекаемся на посторонние раздражители. 

Таким образом, у нас получается лучше усваивать материал и запоминать сюжетные тонкости произведения. Более того, прочитанное вслух обрабатывается нашим мозгом трижды. Во-первых, он обращает внимание на визуальную информацию, во-вторых, ему надо справиться с аудиальным потоком данных и, в-третьих, в расчет берется так называемая «мышечная» информация на основе движений губ и языка. 

Именно благодаря такому способу получения информации у нас появляется намного больше шансов запомнить и усвоить прочитанное, ведь в это время задействованы сразу три зоны мозга — зрительная, слуховая и двигательная кора. 

2. Пополнение словарного запаса 

Когда мы читаем про себя, мы обычно двигаемся по материалу с большей, чем при чтении вслух, скоростью. Именно поэтому многие непонятные слова и выражения мы нередко игнорируем, не желая прекращать процесс поглощения информации. 

Однако когда мы читаем вслух и нам попадаются на глаза непонятные слова, у нас не только возникает потребность выяснить их значение и понять, как они произносятся, но и объяснить их человеку, который нас слушает (если такой имеется). 

Согласно исследованию, проведенному в 2015 году учеными из Монреальского университета, человек запоминает новые слова намного лучше, когда объясняет их другому. Для этого исследователи провели эксперимент с запоминанием слов, в котором участвовали студенты. 

По его результатам, молодые люди, которые зачитывали новые слова другим, запоминали информацию гораздо лучше тех, кто читал «про себя» или даже вслух.

3. Развитие актерских способностей 

Чтобы прокачать свои профессиональные навыки, актеры кино и театра постоянно читают вслух. Таким образом, они работают с интерпретацией и подачей текста, тренируют интонации, тембр голоса и невербальные знаки. 

Таким же образом, стоит поступать человеку, который не занят в актерской профессии, потому что так прокачивается харизма, умение держать себя на публике и оказывать воздействие на других людей. 

На самом деле, для начала хватит ежедневной практики длительностью 15 минут, и уже через пару недель ты почувствуешь ощутимый результат. Твоя речь изменится, а вместе с тем и прокачается уверенность в себе. 

Особенно это полезно тем, кто регулярно сталкивается с публичными выступлениями, либо просто часто общается с людьми по служебным обязанностям. 

4. Улучшение дикции

Отдельным пунктом здесь стоит вынести улучшение дикции, которой многие люди уделяют не так много внимания, как стоило бы. Для развития речи чтение вслух — это самый мощный инструмент, который одновременно является довольно информативным. 

Хорошая дикция пригодится в любых ситуациях, где требуется хотя бы минимальное социальное взаимодействие — от походов в государственную инстанцию, где надо объясниться перед несговорчивыми чиновниками, до очереди в магазине в момент, когда надо напомнить окружающим о необходимости соблюдать социальную дистанцию.

Представляешь, насколько важной и полезной может быть практика чтения вслух?

5. Снятие стресса 

Оказывается, чтение книг (особенно вслух) помогает человеку справляться со стрессовыми ситуациями и тревожными состояниями. Более того, совместное чтение вслух с другим человеком способно облегчить мигрени и даже боли в спине. Об этом свидетельствует исследование ученых из Ливерпульского университета. 

В ходе своих наблюдений они установили, что совместное чтение книг помогает справляться с хронической болью даже лучше когнитивно-поведенческой терапии, которая так популярна в наши дни. 

Для этого исследователи провели эксперимент, в рамках которого люди с болевыми ощущениями еженедельно собирались вместе по 10-12 человек, чтобы почитать и подумать, как прочитанное связано с их опытом. 

Благодаря этой практике им удалось отвлечься, вспомнить о приятных воспоминаниях и научиться справляться со своими эмоциями. 

Читайте также:  Разговорный английский по Скайпу — вы заговорите с первого урока!

6. Практика образного мышления 

Чтение книг заставляет наш мозг проявлять активность в моментах, когда идет описание визуальных образов и в целом тех или иных действий. Этот процесс помогает нам представлять, как бы эти события выглядели на самом деле. 

Другими словами, чтение книг заставляет нас прокачивать воображение, создавая новые образы. Причем, чем более стимулирующая среда для этого создана, тем активнее мозг вовлекается в практику. В данном случае стимулирующей средой мы можем назвать уютное спокойное местечко и процесс чтения вслух, заставляющий всецело погружаться в повествование.

7. Проявление эмпатии

Плюс ко всему, чтение заставляет не только визуализировать информацию и прокачивать свою речь, но и пробуждает в нас настоящие эмоции. Читая о той или иной истории, мы невольно идентифицируем себя с главными героями произведения, либо вовлеченно следим за их судьбой со стороны. 

  • В нас просыпается эмпатия, сострадание, понимание и другие чувства, свойственные думающиму и участливому человеку. 
  • Например, ученые из Кембриджского университета выяснили, что художественная литература помогает молодым людям проявлять сочувствие и с пониманием относиться к окружающим, анализируя их мотивы и действия. 
  • То есть чтение очень сильно прокачивает эмоциональный интеллект, который так ценится в современном мире. 

8. Профилактика деменции

В очередной раз хотим упомянуть, что чтение вслух полезно не только для развития речи, но и для наших когнитивных способностей. 

По данным доктора медицины и специалиста в области нейродегенеративных заболеваний Дейла Бредесена, чтение — это один из самых простых способов избежать деменции в старости.

Все дело в том, что деменция связана с постепенным замедлением работы отдельных участков мозга. Однако если читать на протяжении всей жизни, наше сознание и ум будут все время развиваться и работать намного лучше, чем у людей без привычки читать. 

Тем не менее, Бредесен уточняет, что наш мозг развивается далеко не каждый раз, когда мы берем в руки книгу. Чтобы по-настоящему заставить его работать, надо войти в так называемый «читательский транс». Другими словами — как следует зачитаться, чтобы произведение нас полностью поглотило. В таком случае мозг будет активно обрабатывать информацию и усиленно тренироваться.

Как научиться скорочтению

Виктория Рипа

знает, как научиться читать быстро

Чтобы научиться читать быстро, необязательно покупать специальные курсы.

Мы говорим «я проглотил ее в один присест», когда рассказываем про интересную книгу, которую быстро прочитали. А вот нудные, но необходимые материалы приходится изучать часами.

Такие тексты мы просматриваем снова и снова, перебирая строки в поисках смысла. Но что, если не получается вникнуть в очень важный доклад, научную работу или учебник? Для таких случаев используют скорочтение. Делюсь, как освоить этот навык.

В среднем человек читает со скоростью около 200 слов в минуту. Владеющий скорочтением — до 600 слов, а в некоторых случаях и до 1000. Чтобы достичь таких результатов, для начала нужно устранить основные причины медленного чтения, а потом освоить техники, которые помогут читать быстро.

Вот что нам мешает увеличить скорость чтения.

Ограниченное периферическое зрение. Когда мы смотрим в одну точку, то соседние объекты видим в пределах 2—5 градусов, все остальное — результат «дорисовки» картинки мозгом. Из-за этого мы не можем прочитать страницу целиком и вынуждены переходить от слова к слову.

Ограниченность полем зрения

Регрессия. Если у человека не выработана система чтения, скорее всего, его глаза двигаются по тексту хаотично, постоянно возвращаются на несколько слов или строк назад. Это касается любых текстов — не только юридических документов, которые мы внимательно перечитываем, но и художественной литературы: мы возвращаемся, чтобы уловить детали и воссоздать картину событий.

Пример того, как работает регрессия

Субвокализация — это мысленное проговаривание текста. Она помогает лучше усваивать информацию, но и требует много времени. Другое дело — быстрое считывание смысла слова по его визуальному образу.

Низкая концентрация внимания. Когда мы отвлекаемся на посторонние раздражители, то читать быстро не можем. На пути к «проглатыванию» смыслов потребуется навык поверхностного чтения: когда мы быстро находим ключевые слова, чтобы уловить суть, но в то же время концентрируем внимание только на этом и не отвлекаемся.

Вот какие упражениния научат читать эффективно и ловко.

Познакомьтесь с 12 бесплатными курсами про деньги и жизнь на iOS и Android Скачать

В школе нас учили читать строчки вслух, тем самым закладывая определенную модель чтения. В итоге мы усваиваем информацию с той же скоростью, с которой читаем вслух. Избавиться от такой привычки непросто.

Задача во время чтения — заблокировать участок мозга, который отвечает за произношение. Несмотря на то, что текст видят глаза, обрабатывает слова именно мозг, и от него зависит скорость усвоения информации.

Есть несколько способов избавиться от субвокализации.

Ритм Жинкина. Метод разработал советский лингвист и психолог Николай Иванович Жинкин. Суть заключается в выстукивании во время чтения определенного ритма, который не соответствует ритму внутренней речи.

Таким образом в коре головного мозга образуется зона индуктивного торможения — рефлекс не срабатывает, и вы учитесь воспринимать текст без субвокализации.

Можно использовать для выстукивания карандаш, метроном или другое подручное средство.

Включайте это видео, чтобы попробовать прочесть текст по методу Жинкина

Проговаривание вслух. Попробуйте проговаривать вслух частушки, стихотворения или скороговорки во время чтения. Это займет речевой аппарат, и озвучивать слова из книги не получится.

Первое время воспринимать информацию на бумаге будет сложно. Может сложиться впечатление, что вы вроде и читаете, но ничего не понимаете.

Это пройдет с практикой: с помощью тренировок удастся ускорить чтение вдвое.

Упражнение развивает способность концентрировать внимание на тексте. Работает так: вы выбираете любой текст и начинаете читать его с конца.

Например:

Это предложение повысит вашу концентрацию.

Превращается в:

Юицартнецнок ушав тисывоп еинежолдерп отэ.

Это похоже на древнее заклинание, но работает тут не магия. Когда вы читаете наоборот, то полностью концентрируетесь на тексте — и если отвлечетесь, это будет заметно сразу.

Еще одним плюсом метода является его доступность: читать задом наперед можно в транспорте, за обедом и в любую свободную минуту. Читайте текст в обычном формате, а затем наоборот.

Следите, как меняется ваша скорость чтения, концентрация и восприятие слов. Главное, чему учит этот метод, — не отвлекаться и понимать прочитанное.

Немецкий психиатр Вальтер Шульте использовал эту таблицу для исследования свойств понимания. Она нужна в скорочтении, чтобы расширять границы периферийного зрения и захватывать больше информации с каждой страницы текста.

Таблица Шульте позволяет расширить границы периферийного зрения. В таблицу можно вписать цифры, буквы и даже символы

Для тренировки посмотрите на число, находящиеся в центре таблицы. Не отрывая от него глаз, старайтесь увидеть цифры справа, сбоку, сверху и снизу. Главное — не искать символы, а учиться видеть их с помощью периферийного зрения.

Когда мы смотрим на страницу, зрение концентрируется в зоне ясного видения — центральной зоне сетчатки глаза. Работа с таблицей развивает параллельное, объемное восприятие. В обычном режиме мы читаем последовательно, слово за словом. Параллельное усвоение помогает фиксировать строки целиком.

Так выглядит последовательное чтение

Задача скорочтения — не научить вас быстро читать, а легко вычленять суть, понимать и усваивать информацию. Фоточтение похоже на сканирование: такой метод учит воспринимать тексты поверхностно и обращать внимание на ключевые детали.

Метод не подходит для изучения научной литературы, где важны цифры и детали. Но с его помощью можно ознакомиться с содержанием пресс-релиза или статьи.

Процесс фоточтения проходит в несколько этапов.

Концентрация на процессе. Необходимо выбросить из головы все лишние мысли, абстрагироваться от посторонних шумов, расслабиться и приготовиться усваивать текст.

Предварительный просмотр. Нужно выяснить структуру текста: изучить содержание книги, чтобы понимать, о чем пойдет речь. Просмотреть подзаголовки и заключение. Составить условный план текста.

Фоточтение. Быстро просмотрите небольшие массивы текста. Каждой странице уделите несколько секунд — буквально сканируйте написанное. Решите для себя, какие части материала наиболее важны для изучения, и составьте общее представление о тексте.

Быстрое чтение. Вернитесь к наиболее важным частям текста и перечитайте их. На этом этапе важно осмыслить материал, сформировать свое мнение о тексте и авторе.

Многие слышали про диагональное чтение еще со школы. Этот метод считается вершиной мастерства в скорочтении: читая «наискосок», вы одновременно отказываетесь от регрессии и субвокализации, максимально концентрируетесь на тексте и быстро усваиваете информацию. Здесь же пригодится периферийное зрение.

Вот основные правила:

  1. Концентрируйте внимание на всем тексте. Фокусируйтесь на всем тексте, а не на отдельных объектах. Высокий уровень концентрации — наше все на пути к скорочтению.
  2. Двигайте глазами по диагонали. Позвольте глазам двигаться с комфортной для вас скоростью. Единственное условие — взгляд должен двигаться от верхнего левого угла к правому нижнему. Старайтесь охватить взглядом как можно больше информации.
  3. Игнорируйте воду в тексте. Вычленяйте ключевую информацию, игнорируя словесный мусор и воду. Зацепившись взглядом за что-то важное, прочитайте фрагмент внимательнее в обычном режиме, но не возвращайтесь к тому, что уже прочитано.

Схема диагонального чтения. При классическом «медленном» чтении взгляд человека переходит от одной строки к другой. Но тот, кто освоил чтение по диагонали, буквально «скользит» глазами по центру страницы, захватывая остальную информацию при помощи периферийного зрения

Еще один способ тренировки скорости чтения называется rapid serial visual presentation — «быстрое последовательное визуальное предъявление». Специальные приложения размещают текст быстро и ритмично, с правильным выравниванием, что помогает читать быстрее и лучше усваивать информацию.

Так выглядит метод чтения RSVP

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector