Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании» предусматривает возможность применения в российских школах, колледжах и университетах дистанционного обучения. Одним из оснований его введения является возникновение чрезвычайной ситуации. В законодательстве содержатся права ребенка на дистанционном обучении, а также права родителей и учителей при применении данной формы образования.
Что такое дистанционное обучение
В Законе «Об образовании» содержится понятие дистанционного преподавания. Оно именуется электронным обучением. В статье 16 указанного закона содержится данное понятие. Под ним понимается организация учебного процесса с использованием информации, которая содержится в специальных базах данных. При электронном преподавании применяются специальные информационные технологии и средства.
С их помощью обеспечивается обработка той информации, которая содержится в базах данных. Образовательная информация при онлайн-обучении передается с помощью телекоммуникационных сетей. Благодаря им обеспечивается взаимодействие педагога и учеников.
Отличие дистанционного обучения от семейного
Данные формы образования отличаются по целому ряду критериев
Различия между дистанционным и семейным обучением | ||
Критерий отличия | Дистанционное | Семейное |
Доступность | Доступно только в тех случаях, когда в образовательном учреждении имеются условия для поддержки дистанционных технологий | Доступно для всех желающих |
Возможность у школьников учиться по их собственному расписанию и графику | Нет возможности учиться по собственному расписанию, поскольку его утверждает само учебное учреждение | Есть возможность составлять индивидуальное расписание и график учебы |
Возможность у учащегося сдавать экзамены экстерном | Нет возможности для сдачи экзаменов экстерном, аттестация проводится вместе с другими обучающимися | Есть возможность перевести ученика на домашнее преподавание с последующей сдачей экзаменов экстерном по индивидуальному графику аттестации |
Нахождение школьника в составе учебного учреждения | Учащийся является учеником школы и числится в конкретном классе | Школьник находится вне контингента образовательного учреждения и не числится в каком-либо его классе |
Электронное образование не является самостоятельной формой преподавания. Оно применяется только в определенных и экстренных случаях, когда невозможна и не разрешена традиционная учеба в классах. Семейное обучение является самостоятельной формой образования. Это альтернативная форма получения образования ребенком вне стен школы.
Права и обязанности родителей, учащихся, учителей и школы при онлайн-обучении
Права и обязанности всех сторон онлайн-образования закреплены в Письме Минпросвещения от 19.03.2020 № ГД-39/04. В данном акте содержатся методические рекомендации, касающиеся применения технологий при онлайн-обучении. Также права и обязанности родителей, их детей, преподавателей и самих образовательных учреждений зафиксированы в главах 3-5 Закона «Об образовании».
Права и обязанности родителей
Родители при переходе школы на электронное преподавание вправе:
- самостоятельно выбирать форму его организации для детей;
- требовать от учебной организации предоставления расписания онлайн-занятий на каждый день;
- знакомиться с содержанием образовательной программы.
Главное право родителей при онлайн-обучении – защита и представление интересов их детей.
Родители при онлайн-учебе обязаны:
- письменно оповещать школу о выбранной для ребенка форме онлайн-образования;
- отвечать за освоение детьми образовательных программ;
- отвечать за выполнение детьми всех заданий, полученных в ходе онлайн-обучения;
- следить за присутствием детей на онлайн-уроках.
На родителей возлагается обязанность контролировать процесс того, как их дети учатся в онлайн-формате.
Права и обязанности учеников
Школьники в условиях удаленного обучения вправе:
- выбирать форму получения удаленного образования;
- требовать от школы предоставления нормальных условий для получения образования;
- рассчитывать на предоставление плановых каникул при удаленном обучении;
- получать беспрепятственный доступ к электронным учебным материалам.
Школьники при удаленном преподавании обязаны выполнять требования учителей, касающиеся образовательного процесса.
Права и обязанности учителей и образовательного учреждения
Преподаватель при веб-обучении вправе:
- делать аудиорецензии на работы обучающихся, а также давать онлайн-консультации учащимся;
- свободно выбирать формы удаленной учебы учеников;
- свободно проявлять инициативу при преподавании тех или иных учебных дисциплин в онлайн-формате;
- выбирать материалы и средства для онлайн-обучения учащихся;
- участвовать в разработке дистанционных образовательных программ;
- получать свободный доступ к электронным библиотекам, методическим и научным базам данных.
Учителя при переходе на веб-обучение обязаны:
- самостоятельно планировать свою работу и создавать задания для учеников;
- применять в процессе удаленного обучения только обоснованные и согласованные методы;
- проходить обучение по вопросам организации онлайн-образования в школах.
Школа вправе:
- самостоятельно определять требования к аттестации учеников;
- самостоятельно выбирать способ идентификации личности ученика при проведении контроля итогов веб-обучения и при проставлении оценок;
- самостоятельно определять порядок оказания учебной помощи.
Школа обязана:
- утверждать акт о переводе учащихся на веб-обучение;
- составлять расписание онлайн-уроков на каждый учебный день;
- знакомить учеников и их родителей с расписанием онлайн-занятий и графиком проведения аттестации;
- вести учет результатов учебы в электронном формате;
- организовывать проведение онлайн-занятий с применением электронных ресурсов и программ;
- вести учет учеников, фактически присутствующих на онлайн-занятиях;
- предоставлять обучающимся дистанционно доступ к электронным учебным материалам;
- обеспечивать идентификацию личности школьников в ходе контроля итогов веб-обучения при проставлении оценок;
- обеспечивать конфиденциальность информации при онлайн-обучении;
- отвечать за освоение учениками образовательных программ.
На школы также возлагается обязанность отвечать за материальное обеспечение удаленного преподавания.
Дистанционное образование влечет за собой ряд дополнительных обязанностей как для учителей, так и для учеников. Ответственность за образовательный процесс лежится и на родителях.
Что такое дистанционное обучение в школе, права и обязанности школьника?
Практика дистанционного обучения в высшем учебном заведении стала для нас уже привычной. Но насколько реальной она является в случае с общеобразовательными учреждениями? Можно ли эффективно обучаться в школе, не посещая ее? Как проводится дистанционное проведение занятий и кому выгодна такая форма подачи материала?
Дистанционное обучение в школе — что это такое
Информационная эпоха позволяет переместить учебный процесс из класса или аудитории в Интернет, и школы постепенно приспосабливаются к нововведению. Дистанционное обучение предоставляет возможность получать знания без непосредственного присутствия ученика на занятиях. По сути, весь процесс обучения перемещается в Глобальную Сеть.
Учитель может предоставлять информацию в виде онлайн-лекции или при помощи офлайн-трансляции, записанной заранее.
Задача ребенка – внимательно слушать преподавателя, после чего выполнить поставленные задания и задать вопрос, если он возникает в процессе прослушивания материала.
Также учебный процесс предполагает периодическое проведение тестирования, сдачу контрольных работ, а также других заданий, которые помогут педагогу оценить уровень его подопечных, а родителям – понять успешность чада.
Нередко занятия проводятся при помощи специального онлайн-сервиса Skype. Для этого могут использоваться и специальные сайты, которые помогают образовать уникальную образовательную атмосферу.
Ряд виртуальных школ в России, действующих на сегодняшний день, действуют по аналогии с реальными конкурентами.
В них ведется классный журнал, периодически выставляются оценки, а также устраиваются контрольные работы.
Какие права и обязанности есть у школьника и студента при дистанционном обучении?
Учащиеся, которые дистанционно проходят обучение в виртуальных школах, имеют не только права, но и несут обязанности, описанные в Федеральном Законе «Об образовании», действующем на территории Российской Федерации. Предполагается и внутренний устав учебного заведения.
Государство предъявляет одинаковые требования как по отношению к студентам, так и к школьникам. Причем не важно, какую форму предпочел ученик – дистанционную или получает знания в рамках учебного заведения. Важно, чтобы была освоена программа, предусмотренная ФГОС.
По итогам учебного периода проводятся промежуточные и итоговые аттестации. В случае со студентами остается классическая сессия. Если выбрана дистанционная форма обучения, контроль над всеми видами аттестаций возлагается на традиционные способы – очные зачеты, контрольные работы и прочие.
Также могут быть применены дистанционные образовательные технологии.
Текущая ситуация с распространением коронавируса пока контролируется, поэтому Роспотребнадзор не сообщает о переносе дат сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Также не обсуждается вопрос проведения экзаменов в режиме онлайн.
Причиной такого подхода является риск мошенничества и списывания при работе из дома.
Высшие учебные заведения, которые ранее не имели практики работы в дистанционном режиме, также не предусматривают возможности сдачи экзаменационной сессии в режиме онлайн.
По каким причинам родители могут предпочесть дистанционное образование?
- Некоторые семьи часто меняют место жительства, что делает невозможным обучение в одном учебном заведении.
- Одаренный ребенок занимается спортом или одним из видов искусств, поэтому его занятость не позволяет регулярно посещать школу по общепринятому графику.
- Ребенок не справляется в большом коллективе с предложенными учебными дисциплинами. В таком случае онлайн обучение можно использовать в качестве дополнения к основной программе.
- Школьник усваивает программу лучше, чем его сверстники. Его не устраивают темпы подачи материала, поэтому он стремится получать больше знаний.
- Из-за конфликта с преподавателем ученик не имеет возможности осваивать программу и получает заниженные баллы. Онлайн обучение предусматривает объективное оценивание уровня знаний и позволит в домашних условиях наверстать упущенное.
- Из-за индивидуальных особенностей характера ученика часто возникают конфликты с одноклассниками. По этой причине родители могут прийти к выводу, что в семейной обстановке ребенок сможет лучше осваивать материал, чем пребывая в общеобразовательном учреждении.
- Ряд случаев говорит о том, что обучение в Интернете оказывается более эффективным, чем в стенах учебного заведения. Тем более, предусматривается полная замена школьных уроков и факультативные, дополнительные занятия по выбранным предметам. Особенно полезен данный момент осваивания материала непосредственно перед сдачей ЕГЭ или в ситуации, когда ученик стремится сосредоточиться на всех возможных источниках знаний, чтобы повысить квалификацию.
Как организовать домашнее обучение
Чтобы отказаться от услуг обычной школы и воспользоваться онлайн обучением, родители должны подать соответствующее заявление. Можно скачать форму данного документа в Глобальной Сети или обратиться за ней к администрации школы.
В процессе домашнего изучения материалов не удастся избавиться от разнообразных аттестаций. Родители могут заключить договор с общеобразовательным учреждением, чтобы проходить обучение в режиме экстерната.
Также можно найти в Интернете школу с лицензией, предоставляющей право проводить занятия и срезы знаний в дистанционной форме. Это позволит найти наиболее удобный график аттестаций.
Чтобы перейти на домашнее образование, можно также:
- Обучить ребенка усилиями родителей.
- Помочь школьнику 9-11 классов самостоятельно осваивать материал.
- В очной или онлайн-форме заниматься с педагогами.
- Обратиться за помощью к репетиторам.
Принудительное обучение на онлайн-платформах — Юридическая консультация
На основании ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.
2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – Закон об образовании) под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Образовательные организации вправе применять электронное обучение с учетом требований, содержащихся в Порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденном приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816.
Как следует из п.
5 указанного выше Порядка образовательные организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, а также самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Что касается применяемых форм и методов обучения, то согласно п. 2-4 ч. 3 ст.
47 Закона об образовании педагогический работник имеет право на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, а также право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой.
Необходимо особо отметить, что какие-либо критерии обоснованности форм, средств, методов обучения и воспитания законодательством не установлены, и данный вопрос разрешается исходя из общих принципов регулирования образовательной деятельности (гуманистический, светский характер образования и т.д.).
Между тем каких-либо норм, позволяющих обучающемуся или его представителем отказаться от использования того или иного электронного образовательного ресурса, законодательство не содержит.
В то же время обучающиеся (их представители), желающие выразить несогласие с применяемыми формами и методами обучения, могут обратиться к администрации образовательной организации или в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которые создаются внутри образовательной организации, с изложением своих доводов, которые обязательно должны быть рассмотрены с учетом принципа о демократическом характере управления образованием (п. 1, 2 ч. 1 ст. 45 Закона об образовании).
Сказали спасибо:
Урок 2. права и обязанности участников образовательного процесса — Обществознание — 11 класс — Российская электронная школа
Урок Конспект Дополнительные материалы
- Обществознание, 11 класс
- Урок № 2. Права и обязанности участников образовательного процесса
- Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Участники образовательного процесса.
2. Права и обязанности участников образовательного процесса.
- Тезаурус:
- Законные представители – физические лица, которые по прямому указанию закона осуществляют защиту прав и интересов несовершеннолетних.
- Конвенция о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках.
- Конституция РФ — основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой.
- Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования.
- Обучающийся – это лицо, осваивающее любую образовательную программу.
- Обязанность — это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
- Педагогический работник — это лицо, которое занимается практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся.
- Права человека — такие правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека.
- Устав — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого либо государственного органа, предприятия, учреждения.
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — закон, регулирующий общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование.
- Основная и дополнительная литература по теме урока
- Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В.Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.– М.: Просвещение, 2016 г.
- Котова О. А., Лискова Т. Е. Я сдам ЕГЭ. Модульный курс. М.: Просвещение, 2018.
- Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Каждый человек, живущий в современном обществе, обладает определенными правами и обязанностями, которые регулируются нормативно — правовыми актами. Права и обязанности граждан РФ закреплены Конституцией РФ. Защита прав ребенка обеспечивается также и международными документами – Конвенцией о правах ребенка.
В области образования в РФ сложилась целостная система правовых норм. В ФЗ «Об образовании в РФ» прописаны права и обязанности участников образовательного процесса в школе. Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования.
К участникам образовательного процесса относятся педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители).
Педагогический работник — это лицо, которое занимается практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся.
Законные представители – физические лица, которые по прямому указанию закона осуществляют защиту прав и интересов несовершеннолетних. Обучающийся – это лицо, осваивающее любую образовательную программу.
- Рассмотрим права и обязанности каждого из них подробнее:
- Обучающийся имеет право на:
- — получение бесплатного общего образования;
- — выбор образовательного учреждения и формы получения образования;
- — обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану и ускоренному курсу обучения;
- — бесплатное пользование библиотечным фондом;
- — получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
- — участие в управлении школой;
- — уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений;
- — защиту от применения методов физического и психического насилия;
- — условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.
- К обязанностям обучающихся относится:
- — соблюдать Устав школы;
- — добросовестно учиться;
- — бережно относиться к имуществу школы;
- — уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы;
- — выполнять требования работников школы;
- — соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
- — соблюдать деловой стиль одежды.
- За неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка могут быть применены меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, отчисление из образовательной организации.
- Отчисление обучающихся осуществляется приказом директора школы наосновании заявления родителей, опекунов или иных законных представителей
- обучающегося, с указанием причины отчисления, как в приказе, так и в заявлении, либо решения педагогического совета школы.
- Отчисление учащихся из школы на основании решения педагогическогосовета школы, осуществляется по следующим основаниям:
- ❿ грубые и неоднократные нарушения устава школы;
- ❿ нарушение правил внутреннего распорядка;
- ❿ причинение вреда имуществу школы;
- ❿ причинение вреда здоровью другому учащемуся или преподавателю;
- ❿ систематические пропуски занятий;
❿ наличие академической задолженности по двум и более предметам.Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.
Об исключении обучающегося из школы, школа обязана в течение 3-х дней проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) лица, исключенного из Школы, в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.
- Родители (законные представители) имеют право:
- — выбирать образовательное учреждение и форму получения образования;
- — защищать законные права и интересы ребёнка;
- — присутствовать на педагогических советах и принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с успеваемостью и поведением их ребёнка;
— участвовать в управлении школой, т.е. избирать и быть избранными в совет школы, попечительский совет, общешкольный и классный родительские комитеты;
- — при обучении ребёнка в семье на любом этапе продолжить его обучение в школе;
- — знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости обучающегося: с оценками успеваемости родителей знакомит классный руководитель в письменной или устной форме;
- — посещать уроки учителей в классе, где обучается ребенок, с разрешения директора школы и согласия учителя, ведущего урок;
- — знакомиться с уставом школы, лицензией на право ведения общеобразовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации школы;
- — посещать школу и беседовать с педагогами после окончания у них последнего урока;
- — вносить добровольные пожертвования и целевые взносы для развития школы.
- Родители (законные представители) обязаны:
- — воспитывать своих детей и создавать необходимые условия для получения ими образования;
- — нести ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение учебного года в случае его перевода в следующий класс «условно»;
- — выполнять устав школы;
- — посещать проводимые школой родительские собрания;
- — нести ответственность за бережное отношение учащихся к государственной собственности.
- Учитель имеет право:
- — на участие в работе органов управления учреждения в порядке, предусмотренном уставом учреждения;
- — на уважение своей профессиональной и личной чести и достоинства со стороны администрации, учащихся и родителей;
- — самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания учащихся;
- — на отдых во время перемены и после уроков;
- — на моральное и материальное поощрение своего труда.
- Учитель обязан:
- — быть примером достойного поведения в учреждении и в общественных местах;
- — заботиться о защите прав и свобод учащихся, ценить личность ребёнка, его право на выражение собственного мнения и убеждений;
- — уважать права родителей и иных законных представителей учащихся;
- — постоянно повышать свой профессиональный уровень;
- — принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися;
- — аккуратно вести журнал, вовремя выставлять оценки и доводить их до сведения учащихся, своевременно предупреждать учащихся о предстоящих контрольных работах.
Все участники образовательного процесса имеют равные права и обязанности. Права и обязанности тесно взаимосвязаны между собой. Знание и соблюдение их является обязательной необходимостью для всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей и педагогов).
Примеры и разбор решения заданий
1.Установите соответствие между определениями и понятиями.
Правильный ответ:
ПОНЯТИЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
Обязанность | необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение |
Права | правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека |
Устав | свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого либо государственного органа, предприятия, учреждения |
Обучающийся | лицо, осваивающее любую образовательную программу |
Образовательный процесс | целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования |
Педагогический работник | лицо, которое занимается практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся |
- 2. Подберите правильные ответы:
- 1) Мера дисциплинарного воздействия, налагаемая за наличие академической задолженности по двум и более предметам.
- 2) Основной международный документ в области регулирования прав ребенка.
- 3) Место, где реализуется право ребенка на получение основного общего образования.
- Правильный вариант:
- Отчисление.
- Конвенция.
- Школа.
Права и обязанности школьника
Права ребенка, посещающего школу, определены Конституцией Российской Федерации, Законом об образовании №273-ФЗ, рядом других нормативно-правовых актов, а также внутренними документами образовательной организации.
Право на образование в России гарантировано статьей 43 Конституции и статьей 5 Закона №273-ФЗ. Исходя из них, каждый ребенок имеет право на доступное и бесплатное среднее образование. В сфере образования недопустимы какие-либо формы дискриминации.
Одним из наиболее распространенных нарушений права ребенка на образование считается отказ школ принимать на обучение детей, не имеющих регистрации в определенном микрорайоне.
На практике администрация школы зачастую в категоричной форме требует от родителей документы о постоянной либо временной регистрации в одном из домов, закрепленных за данным учебным заведением.
Однако, согласно приказу министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г.
№32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»:
«Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.
ОООД, закончившие прием в первый класс всех детей, проживающих на закрепленной территории, осуществляют прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля».
После принятия в школу каждый ребенок имеет право получить соответствующие программе знания с соблюдением всех государственных стандартов. При этом его родители сами выбирают, будет он делать это в классе или по индивидуальному плану на домашнем обучении.
Распространенной формой нарушения прав ребенка на образование также является недопуск его в класс по формальным причинам, например, из-за опоздания или нарушения формы одежды.
Следует отметить, что, если школьник нарушил устав учебного заведения, общепринятые нормы морали или законодательство РФ, к нему с привлечением администрации применяются официальные меры (выговор, беседа с родителями, отчисление).
А если из-за его поведения срывается учебный процесс или нарушаются права других детей, то к решению проблемы привлекаются сотрудники уполномоченных государственных органов, в том числе полиции. Однако в других случаях не пускать школьника в класс или выдворять его из класса нельзя.
Ребенок имеет право на уважение к его достоинству, защиту от дискриминации и личную неприкосновенность. Бить детей, оскорблять их и публично отпускать в их адрес уничижительные комментарии для педагогов непозволительно.
Также у ребенка есть право на охрану здоровья. Школа несет за него ответственность и обеспечивает все необходимые условия для того, чтобы он был здоров.
И учитель физкультуры не может заставить выздоравливающего ребенка сдавать нормативы или поставить двойку за отказ прыгать через «козла».
Часто в школе нарушают право на законный отдых учащихся. Это может выражаться в хорошо всем известной формуле «звонок для учителя» или введении не предусмотренных учебным планом дополнительных занятий после уроков и в каникулярное время.
Согласно российскому законодательству, такого рода меры являются недопустимыми.
Важно помнить и о том, что в России запрещен принудительный труд. Снимать детей с уроков ради уборки снега или принудительно привлекать их к генеральной уборке администрация не может.
Дежурства по классу и другие элементы трудового воспитания должны быть изначально согласованы с родителями.
Ребенок имеет право знать о том, какую оценку он получил за урок или контрольную работу. «Неожиданно материализующиеся» в журналах отметки недопустимы. В то же самое время ученик имеет право попросить педагога сообщать о его оценках не при всем классе, а лично.
Также школьник вправе потребовать от учителя не зачитывать при всех «перехваченную» в классе записку.
За нарушение дисциплины его можно наказать в соответствии с требованиями законодательства РФ и устава школы, но конфиденциальность переписки, даже «детской», защищена законом.
Каждый ребенок имеет право высказывать свое мнение и отстаивать свои убеждения. Это касается как оценочных составляющих академического процесса (например, в случае обсуждения личностей литературных героев или исторических деятелей), так и замечаний к работе школы.
Дети могут через законных представителей доносить свое мнение до администрации образовательной организации.
Кроме того, педагоги и администрация школы должны обеспечить корректное оценивание знаний детей, предупреждение их о проведении контрольных работ (не более одной в день), доступ к техническим ресурсам и библиотеке образовательного учреждения, возможность выбирать факультативные предметы.
В случае несогласия с оценкой ребенок и его родители имеют право ее официально оспорить.
Дистанционное обучение, учитель и право – разъясняет Общероссийский Профсоюз образования
При переходе учреждений образования на дистанционное обучение школьников в период отмены (приостановки) учебных занятий у учителей возникает немало вопросов правового характера.
Так, по результатам опроса, проведенного образовательной платформой «Учи.
ру», выяснилось, что с переходом на дистанционный формат обучения школьные учителя стали работать еще больше: у половины опрошенных учителей рабочий день в среднем увеличился на 1-3 часа, у 36% – более чем на 3 часа.
Общероссийский профсоюз образования направил руководителям региональных профсоюзных организаций информационное письмо от 23.03.
2020 № 164 о режиме рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в условиях режима повышенной готовности, предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в том числе в период каникул, а также в период отмены (приостановки) занятий для обучающихся (далее – Письмо). В Письме разъясняется следующее.
1. При решении указанных вопросов следует руководствоваться приказом Минобрнауки от 11 мая 2016 года № 536, п.п. 4.1, 4.2, 4.5, 4.6, 5.1, согласно которым:
- — каникулярное время, периоды отмены
занятий являются для педагогов рабочим временем с оплатой труда в
соответствии с законодательством Российской Федерации; - — в каникулярное время, а также в периоды
отмены (приостановки) занятий уточняется режим рабочего времени педагогов; - — педагогические работники в эти периоды выполняют
педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу,
связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой
части их педагогической работы, определённой им до начала каникулярного
времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных
пунктом 2.3 приказа № 536 (при условии, что выполнение таких работ планируется
в каникулярное время либо в период отмены или приостановки занятий), а также
используют это время для их дополнительного профессионального образования
в установленном трудовым законодательством порядке; - — режим рабочего времени всех
работников в каникулярное время, а также в период отмены или приостановки
занятий регулируется локальными нормативными актами организации и графиками
работ с указанием их характера и особенностей с учетом режима повышенной
готовности, предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции
(2019-nCoV).
2. Перевод педагогических и иных работников
на дистанционную работу в целях предотвращения распространения новой
коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является временным изменением условий
трудового договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 312.
1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».
При этом за работником должны
сохраняться все социально-трудовые права и гарантии, включая уровень
заработной платы.
3.Трудовая функция работника не
изменяется, тогда как временно меняется лишь режим его работы (ч. 3
ст. 312.1. ТК РФ).
4. Перевод работников на дистанционную
работу должен оформляться распорядительным актом руководителя организации,
в котором будут оговорены условия удаленной работы и её сроки (или
событие), иначе такая временная работа может стать постоянной.
5.Условие о том, что работа будет
выполняться дистанционно, можно закрепить в дополнительном соглашении к трудовому
договору с учётом особенностей главы 49.1. ТК РФ.
В Письме отдельно отмечено, что ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Однако до введения ограничительных мероприятий
(карантина) в установленном порядке, работник имеет право оформить листок
нетрудоспособности (больничный лист), только в случае возвращения в
Россию из стран, где зарегистрированы случаи заболеваний новой коронавирусной инфекции
(2019-nCoV). Временные правила оформления листков нетрудоспособности,
назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина
утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 №
294.
Примечание
Минпросвещения России разработало и направило в регионы Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в которых приводится модель реализации общеобразовательных программ в дистанционном формате и пошаговая инструкция организации урока в режиме видеоконференции с использованием платформы Скайп.
Минпросвещения
России приказом от 17 марта 2020 г. № 103 утвержден Временный порядок сопровождения
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В Минпросвещения круглосуточно в режиме 24/7 работает «горячая линия» методической поддержки учителей и родителей: тел. +7 (800) 200-91-85.
P.S. Среди предложений, которые направил ОНФ в Правительство РФ, предложение поддержать на федеральном и региональном уровне учителей школ и преподавателей университетов, у которых может сократиться летний отпуск.
- Источник:
- Приказ
Минобрнауки России от 11 мая 2016 года № 536 «Об утверждении Особенностей
режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность» - Приказ
Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 103 “Об утверждении
временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73676901/
Письмо
от 23.03.2020 № 164 «Об особенностях
режима рабочего времени и времени отдыха
педагогических и иных работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»
https://www.eseur.ru/Files/Ob_osobennostyah_rejima_rabocheg48164.pdf