Методика Стивена Крашена: 5 гипотез о том, как учить любой язык

Методика Стивена Крашена: 5 гипотез о том, как учить любой язык

Когда речь заходит о расширенном сознании то, почему-то представляется человек со сверхспособностями, экстрасенсы, будто это состояние какое-то исключительное, доступное только прорицателям и ясновидцам. Но на деле не нужно быть ни обладателям сверхъестественной силы или «семи пядей во лбу», чтобы расширить границы своего сознание.

Больше практики

Чтобы научиться решать математические задачи, писать сочинения или освоить иностранный язык, нужно постоянно этим заниматься. Результат не заставит себя ждать.

Научно доказано, что мозг обладает удивительной пластичностью, и если его определённым образом тренировать, он «отращивает» именно те нейронные связи, которые необходимы для усвоения конкретного предмета. Нейробиолог Сандрин Тюре на основе своих исследований утверждает, что человек может формировать в своём мозге нейроны нужного свойства и качества при регулярной практике.

Методика Стивена Крашена: 5 гипотез о том, как учить любой язык 12 книг для изучения языка … Методика Стивена Крашена: 5 гипотез о том, как учить любой язык 12 книг для изучения языка … Методика Стивена Крашена: 5 гипотез о том, как учить любой язык Книга «Йога. Шесть жемчужин» Валикри …

Получается, разделение на гуманитариев и технарей не работает. Гуманитарию для изучения иностранных языков необходимо умение логично мыслить и анализировать информацию. Если вам легко даётся грамматика, значит, вы вполне способны понять и математику, поскольку она построена на логике и имеет стройную систему.

Такая же ситуация и с технарями.

Если вам легко даётся понимание физических и химических формул или теории программирования, значит не должно быть проблем с грамотностью или написанием сочинений, ведь и то, и другое всего лишь умение использовать определённый язык для описания мира. Всё, что вам требуется — овладеть этим другим языком. Для этого нужно не отказываться от изучения сложного предмета из-за отсутствия склонностей, а напротив, постоянно заниматься именно им.

Гипотезы Крашена

1. Гипотеза усвоения и изучения

Согласно Крашену, есть два метода овладения иностранным языком: усвоение и изучение. Первый процесс происходит бессознательно: вы воспринимаете знания на подсознательном уровне, ничего не изучая специально.

То есть усвоение схоже с тем, как изучает родной язык ребенок: он усваивает его в прямом смысле слова, а не учит намеренно. Вы занимаетесь усвоением, когда читаете, слушаете музыку, смотрите фильмы на английском языке.

Для усвоения иностранного языка вы создаете вокруг себя языковую среду.

Изучение же — процесс сознательного получения знаний, когда вы совершаете усилия для того, чтобы воспринять и понять какую-то информацию.

Вы занимаетесь изучением, когда учите грамматику, выполняете упражнения, учите слова и т. д.

Крашен утверждает, что усвоение гораздо эффективнее изучения, поэтому при овладении новым языком необходимо больше времени уделять именно естественному его восприятию, а не механическому изучению.

2. Гипотеза контролера (редактора)

Эта гипотеза рассказывает о взаимодействии усвоения и изучения. Так, Крашен пишет, что мы начинаем говорить и писать на изучаемом языке благодаря именно усвоению.

Для чего нужно изучение? Изучение инициирует появление «внутреннего редактора», который контролирует грамотность нашей речи.

То есть благодаря изучению грамматических правил и выполнению упражнений мы учимся не просто изъясняться по-английски, а грамотно формулировать предложения.

В то же время Крашен пишет, что у людей, которые больше времени посвящают изучению, а не усвоению языка, развивается языковой барьер. Это логично: человек начинает бояться совершить ошибку, слишком сильно себя контролирует и в итоге не решается говорить на изучаемом языке.

3. Гипотеза естественного порядка

Эта гипотеза вызывает больше всего споров среди лингвистов. Так, Крашен заявляет, что абсолютно любой человек учит любой язык в определенном естественном порядке. То есть ни один преподаватель не может изменить порядок усвоения материала.

Например, при изучении английского языка любой человек сначала усвоит общие вопросы (на которые можно дать ответ да/нет) и только потом — специальные вопросы.

Если даже изменить порядок изучения этих тем, все равно человек сначала поймет, как «работают» общие вопросы, а затем разберется со специальными.

Эта гипотеза адресована, скорее, преподавателям, которых Крашен призывает не изобретать велосипед не экспериментировать с последовательностью обучения языку, а излагать материалы по принципу от простого к сложному.

4. Гипотеза входного материала

Согласно Крашену, усвоение иностранного языка происходит, когда изучающий воспринимает понятный ему материал на слух или зрительно: слушает подкасты, смотрит сериалы, читает тексты.

При этом максимальную пользу приносит материал на уровень выше, чем текущий уровень учащегося.

То есть на уровне Intermediate наиболее продуктивно изучать тексты, слушать подкасты и смотреть видеоролики для уровня Upper-Intermediate.

Следует отметить, что хорошие учебники как раз и построены по этому принципу: вы изучаете материал на ступень сложнее вашего уровня.

5. Гипотеза эмоционального фильтра

Пожалуй, самая интересная гипотеза. Крашен заявляет, что эмоциональный фильтр — это своеобразный экран, который препятствует усвоению и изучению языка. При этом в большей степени этот экран вредит именно естественному усвоению.

Эмоциональный фильтр появляется у человека, испытывающего негативные эмоции: страх, злость, раздражение, грусть и т. п. Согласно гипотезе, экран не позволяет знаниям достигнуть той части мозга, которая отвечает за естественное усвоение материала.

Появлению эмоционального фильтра способствует стресс, отсутствие мотивации, неуверенность в себе и т. д.

Что такое сознание?

Сознание – это восприятие человеком окружающего его мира с помощью зрения, обоняния, визуальное восприятие или эмоций. Информация, полученная в результате, перерабатывается, но не вся, мозг анализирует и систематизирует то, что ему кажется важным в настоящий момент времени. Все, что на данный момент кажется ненужным отсеивается мозгом. Почему так происходит?

Потому что реальный объем информации, которая поступает через пять чувств человека в миллионы раз больше, чем человек может воспринять. Узкое сознание – это причина, по которой много сигналов пропускается и не откладывается в голове.

Методика Стивена Крашена: 5 гипотез о том, как учить любой язык

Но стоит только представить, насколько бы интереснее стал мир, если бы человеческий мозг смог уловить больше, сколько нового можно бы было изучить и понять, сколько новых ощущений.

Объем человеческого сознания может меняться, для этого есть два способа: расширение внутреннее и внешнее. Внутреннее подразумевает под собой отрешенность от внешнего мира и полная концентрация над тем, что внутри.

Достигнув этого состояния, органы чувств человека на время отключаются и сознание настраивается на получение информации извне, переходя на внутренние ощущения. Это же состояние способно придать сил и направить на достижение гармонии с собой.

Для чего нужна практика расширения сознания?

Методика Стивена Крашена: 5 гипотез о том, как учить любой язык

Расширение сознания может принести человеку много полезной информации, а также в корне изменить его мировосприятие, миропонимание и осознание себя.

Самопознание

Самопознание – одна из желанных целей. Одним из самых волнующих вопросов вот уже сотни лет являются вопросы: «Кто я?», «Что я?», «Кто и что МЫ?», человеку также были интересны вопросы мироздания, тайны вселенных.

Чтобы понять все это создавались тысячи техник, теорий, предположений, вследствие которых человек приходил к одному и тому же ответу: все секреты спрятаны в нас самих, поэтому чтобы постичь все законы мира необходимо начать с изучения самого себя.

Методика Стивена Крашена: 5 гипотез о том, как учить любой язык

Практика расширения знания учит глубже смотреть в себя, изучать свое тело и свою психику, это первый шаг к изучению всего мира.

Психика

Практикующий расширения сознания способен понять, как устроена его психика и пользоваться этим для улучшения себя и своей жизни. Это управление эмоциями, снятие стресса и невроза, избавление от различных психологических травм.

Расширенное сознание помогает анализировать и фильтровать поступающую информацию, человек учится сам отличать плохое от хорошего.

Методика Стивена Крашена: 5 гипотез о том, как учить любой язык

Медитация

Регулярная медитация успокаивает, снимает стресс и нервозность, бессонницу и усталость, а также нормализует психическое состояние. С помощью медитаций выводится неосознанная часть подсознание в осознанное, оттого проще избавиться от привычек, принять решение или найти правильный ответ.

Практика расширения сознания имеет ряд положительных влияний на человека, его образ мышление, его подсознание и привычки. Тому, кто хочет найти гармонию с внутренним «Я» регулярная практика пойдет на пользу.

Ситуация  «Подстава» или решение общей задачи? 

Описание ситуации

Команда управления крупной программой включает в себя в числе прочих руководителя программы (куратора проектов, входящих в программу), нескольких руководителей проектов и нескольких администраторов проектов.

Функции администраторов — поддержка процессов управления на уровне каждого проекта и на уровне всей программы. Администраторы также формируют отчетность по проектам для предоставления руководителям проектов, а также сводную отчетность по программе для предоставления руководителю программы.

Читайте также:  Шутки о любви на английском языке для Дня святого Валентина

Отчетность по программе включает в себя информацию о проблемах, входящих в нее проектов.

Руководители проектов не всегда оперативно отрабатывают риски и проблемы в рамках своих проектов. Они стараются повлиять на администраторов, чтобы те не отражали в отчетности для руководителя программы негатив по их проектам, т.к. это может восприниматься как недоработка конкретного руководителя проекта.

В результате, чтобы избежать включения в отчетность по программе негативных данных по проекту, руководители проектов замалчивают часть информации, фактически не допуская до нее администраторов.

В ряде случаев они без объяснения причин устно запрещают вставлять имеющиеся у администраторов данные в отчетность или навязывают им слабо обоснованную модель прогнозирования развития ситуации по проекту, формирующую позитивную картину (скорее всего, ложную).

Кроме того, некоторые руководители проектов сознательно работают на подрыв доверия к отчетности — на расширенных встречах стараются уйти от обсуждения важных проблем и концентрируются на второстепенной информации, включенной в отчет, которая в результате вышеописанного состояния дел может стать неактуальной.

Результаты:

  • у руководителя программы нет объективных данных о ходе реализации проектов;
  • администраторы в полной мере не поддерживают некоторых руководителей проектов, т.к. те создают для администраторов информационный вакуум;
  • качество управления и реализации проектов и программы в целом в отсутствие нормальных процессов администрирования сильно падает.
  • Вопрос:
  • что можно предпринять для улучшения качества управления и реализации проектов и программы в целом?
  • Возможное решение
  1. Перевели работы с рисками и проблемами на «регулярные рельсы»:
  • разработали и довели до сведения всех участников процессов управления процедуру управления рисками и проблемами;
  • руководители проектов, прежде замалчивавшие проблемы своих проектов, получили инструмент, применение которого способствовало разрешению проблем, но одновременно сделало их открытыми для участников, в том числе для администраторов;
  • неотвратимость элементов процедуры управления рисками и проблемами (в том числе регулярные обсуждения проблем и рисков в форматах «РП — администратор», «РП — администратор — подрядчик», общих интеграционных встреч по программе) повысила вовлеченность администраторов в проекты, а значит, и качество отчетности всех уровней;

Методика Стивена Крашена: 5 гипотез о том, как учить любой язык Еxcel углубленный. От простого к … Методика Стивена Крашена: 5 гипотез о том, как учить любой язык Java. Библиотека … 12 книг для изучения языка …

  • регулярное применение процедуры позволило сократить число негативных проявлений в проектах, а в отчетность для руководителя программы стали попадать действительно важные проблемы, которые не могут быть разрешены на уровне руководителей проектов.

2. Вся информация, которая попадала в отчет для руководителя программы, предварительно согласовывалась с РП, и в случае наличия разногласий в отчетность добавлялась информация с пометкой «по мнению РП» или «по мнению администратора».

3. Проблемы, отраженные в отчете для руководителя программы, носили характер запроса помощи, а не повода для наказания РП за плохую работу.

  1. Общий результат:
  2. качество информации, попадающей в отчетность, улучшилось, уровень доверия между РП и администратором повысился, при этом не потребовалось «сделок с совестью» и искажения предоставляемой руководителю программы информации.
  3. Цитата
  4. Формирование отчетности на уровень куратора может восприниматься РП как потенциальная «подстава», что приводит к нарушению взаимодействия между РП и администратором, а значит, и к снижению качества управления.
  5. Частично снять соответствующую напряженность позволяет:
  • применение четкой процедуры работы с рисками и проблемами на уровне проектов;
  • совместное (администратором и РП) формулирование проблем и рисков для вынесения на уровень куратора;
  • по возможности следование принципу «проблема в отчете куратора — это не жалоба на РП, а запрос помощи от лица РП».

Гипотезы Стивена Крашена: как правильно учить любой язык

Методика Стивена Крашена: 5 гипотез о том, как учить любой язык

А вы знакомы со Стивеном Крашеном? 

 Стивен Крашен — американский лингвист,  профессор, специалист по проблемам прикладной лингвистики. Он опубликовал около 500 работ об изучении второго языка, билингвальном образовании и пользе чтения. 

Крашен выдвинул 5 интересных гипотез об изучении иностранных языков. Предлагаю вам рассмотреть их, а также расскажу, как можно использовать эти постулаты на практике.

          1. Гипотеза усвоения и изучения

Согласно Крашену, есть два метода овладения иностранным языком: усвоение и изучение. Первый процесс происходит бессознательно: вы воспринимаете знания на подсознательном уровне, ничего не изучая специально.

То есть усвоение схоже с тем, как изучает родной язык ребенок: он усваивает его в прямом смысле слова, а не учит намеренно. Вы занимаетесь усвоением, когда читаете, слушаете музыку, смотрите фильмы на английском языке.

Для усвоения иностранного языка вы создаете вокруг себя языковую среду.

Изучение же — процесс сознательного получения знаний, когда вы совершаете усилия для того, чтобы воспринять и понять какую-то информацию.

Вы занимаетесь изучением, когда учите грамматику, выполняете упражнения, учите слова и т. д.

Крашен утверждает, что усвоение гораздо эффективнее изучения, поэтому при овладении новым языком необходимо больше времени уделять именно естественному его восприятию, а не механическому изучению.

Эта гипотеза рассказывает о взаимодействии усвоения и изучения. Так, Крашен пишет, что мы начинаем говорить и писать на изучаемом языке благодаря именно усвоению.

Для чего нужно изучение? Изучение инициирует появление «внутреннего редактора», который контролирует грамотность нашей речи.

То есть благодаря изучению грамматических правил и выполнению упражнений мы учимся не просто изъясняться на иностранном языке, а грамотно формулировать предложения.

В то же время Крашен пишет, что у людей, которые больше времени посвящают изучению, а не усвоению языка, развивается языковой барьер. Это логично: человек начинает бояться совершить ошибку, слишком сильно себя контролирует и в итоге не решается говорить на изучаемом языке.

Эта гипотеза вызывает больше всего споров среди лингвистов. Так, Крашен заявляет, что абсолютно любой человек учит любой язык в определенном естественном порядке. То есть ни один преподаватель не может изменить порядок усвоения материала.

Например, при изучении английского языка любой человек сначала усвоит общие вопросы (на которые можно дать ответ да/нет) и только потом — специальные вопросы.

Если даже изменить порядок изучения этих тем, все равно человек сначала поймет, как «работают» общие вопросы, а затем разберется со специальными.

Эта гипотеза адресована, скорее, преподавателям, которых Крашен призывает не изобретать велосипед не экспериментировать с последовательностью обучения языку, а излагать материалы по принципу от простого к сложному.

Согласно Крашену, усвоение иностранного языка происходит, когда изучающий воспринимает понятный ему материал на слух или зрительно: слушает подкасты, смотрит сериалы, читает тексты.

При этом максимальную пользу приносит материал на уровень выше, чем текущий уровень учащегося.

То есть на уровне Intermediate наиболее продуктивно изучать тексты, слушать подкасты и смотреть видеоролики для уровня Upper-Intermediate.

Следует отметить, что хорошие учебники как раз и построены по этому принципу: вы изучаете материал на ступень сложнее вашего уровня.

         5. Гипотеза эмоционального фильтра

Пожалуй, самая интересная гипотеза. Крашен заявляет, что эмоциональный фильтр — это своеобразный экран, который препятствует усвоению и изучению языка. При этом в большей степени этот экран вредит именно естественному усвоению.

Эмоциональный фильтр появляется у человека, испытывающего негативные эмоции: страх, злость, раздражение, грусть и т. п. Согласно гипотезе, экран не позволяет знаниям достигнуть той части мозга, которая отвечает за естественное усвоение материала.

Появлению эмоционального фильтра способствует стресс, отсутствие мотивации, неуверенность в себе и т. д.

Методика Стивена Крашена: 5 гипотез о том, как учить любой язык

Итак, что мы можем понять из изложенного? 

Какие полезные практические выводы можем извлечь для себя из данного текста?

1) Во-первых, не нужно полностью полагаться на сознание. О чем тут речь? Мы еще со школьных времен привыкли, что учеба — это сознательное усилие. Чтобы что-то понять, надо приложить голову, подумать.

А те, кто не думают, могут просто зазубрить материал. Таких старательных, но недалеких учеников называли «зубрилки». И зубрежка считалась уделом тех, кто не умеет думать.

Я не говорю уже о тех, кто и не думает, и не зубрит.

Крашен же, напротив, утверждает, что думать или сознательно овладевать языком — не лучшее и не самое эффективное занятие. Язык должен приобретаться путем естественного им овладения. А для этого нужно получать массивный инпут или ввод в виде аудио-видео материала или книг. То есть, предлагается третий путь. Но больше об этом в пункте 4.

2) Во-вторых, сознательное изучение не только не слишком эффективно, но и, фактически, изучением не является.

Читайте также:  Слова на Английском на тему "Школа"

Звучит парадоксально? Но подумайте, ходить вы учились тоже сознательно? А говорить на родном языке? И, главное, теперь вы задумываетесь над своими действиями? Нет, вы выполняете их бессознательно, автоматически. Так почему бы с самого начала не стремиться к такой подсознательной автоматизации вашей речи.

И это возможно, надо только отрешиться от мысли, что все надо делать через голову. Хотя, иногда бывают и худшие варианты 

И еще, подумайте, если все учебное время вы посвятите проверке ваших знаний, тестированию их, сколько времени у вас останется на саму учебу? А школьная система во многом основана на постоянной проверке зачастую несуществующих знаний.

Речь идет здесь о том, что настоящие знания, а точнее навыки, приобретаются бессознательно, а сознательное обдумывание и проверка усвоения правил языка — является не более, чем дополнением к главной деятельности, а иногда и тормозом к гладкой свободной речи.

3) В-третьих, освоение грамматических структур или способов построения фраз происходит в определенном порядке — естественном или натуральном. И нарушать его не следует.

Кстати, Стив Кауфман (известный полиглот) не вполне согласен с этим пунктом.

Он утверждает, что структуры языка настолько отличаются в различных языках, что трудно понять, как порядок может быть предсказуем для всех людей, тем более учитывая различия в языках и личности этих людей.

Что ясно, это то, что грамматические структуры далеко не всегда усваиваиваются в порядке, назначенном учителем или учебником. Вместо этого происходит постепенное привыкание к словам, фразам и даже звукам. Для примера, вначале новый текст может представляться весьма туманным и это нормально.

А при неоднократном его прослушивании и чтении, то есть повторении, туман будет развеиваться, слова становиться яснее на слух, а их смысл понятнее. Иными словами, лучше начинать с общей картины и постепенно проникать вглубь. И в этом отличие от традиционного метода, когда начинают с деталей и только затем соединяют их вместе.

Но человеческое сознание — не завод, а целое не всегда равно сумме деталей. 

4) В-четвертых, чтобы освоение нового в языке происходило эффективно, трудность текстов должна быть лишь немного выше текущего уровня ученика. И это, как раз, вполне объяснимо. Если в тексте абсолютно все слова и конструкции понятны, значительный рост умений и навыков не произойдет. Если же текст чрезмерно сложен, туман, так сказать, не развеется.

Тут хочу не то чтобы возразить, но уточнить. Нередко бывает полезно многократно слушать и читать легкие, понятные тексты со знакомой лексикой. Так закрепляются уже знакомые слова и обороты.

И затем их легче вывести в активный запас, при помощи которого вы сможете говорить.

Это экстенсивный путь, в отличие от интенсивного, когда берется небольшая порция материала повышенной сложности и затем активно отрабатывается.

При правильной сложности материала и интенсивности тренировки вы попадаете в состояние, которое Михай Чиксентмихайи назвал состоянием потока.

5) В-пятых, эмоции. Иногда эмоции могут способствовать запоминанию. Если навести на вас дуло пистолета и сказать: «I’ll shoot you now!», очень вероятно, что вы запомните эту фразу на всю жизнь.

С другой стороны, известно, что там, где нужно не тупое запоминание, а понимание, которое назовем логическим или левополушарным, бурные эмоции могут только помешать и нарушить так называемую кривую запоминания Эббингауза.

Да, заинтересованность в предмете всегда на пользу. Но внимание не должно быть чрезмерно сфокусированным. Скорее, оно должно быть рассеянным, расконцентрированным. Именно в таком состоянии мы способны воспринимать новые мысли, идеи и — не удивляйтесь — грамматические объяснения. Излишнее напряжение, стремление все понять и запомнить только мешают.

Так что, стремитесь все понять, но только на 80%, а на остальные 20% просто расслабьтесь и получайте удовольствие. 

Источник: Drlingvo

5 Гипотез метода Стивена Крашена

 Естественный подход, разработанный  Стивеном Крашеном, профессором лингвистики в Университете Южной Калифорнии и специалистом в области овладения вторым языком. Основные положения этого подхода изложены в книгах Крашена «Естественный подход: усвоение языка в классе» и «Принципы и практика в усвоении второго языка».

Теория овладения вторым языком, разработанная Крашеном, состоит из 5 гипотез.

Согласно первой из них, гипотезе усвоения—обучения (the acquisition learning hypothesis), взрослые овладевают неродным языком в результате применения двух способов: усвоения (или системы усвоения) и обучения (или системы обучения).

Усвоение — подсознательный процесс, он происходит во время коммуникации и аналогичен тому, как усваивают свой первый родной язык дети. Обучение — это приобретение знаний о грамматических правилах языка и умения их объяснить.

Вторая гипотеза, гипотеза естественного порядка (the natural оrder hypothesis), предполагает, что грамматические формы усваиваются (именно усваиваются, а не изучаются) учащимися в определённом предсказуемом «естественном» порядке.

Иначе говоря, одни грамматические формы обычно усваиваются раньше, чем другие. Любопытно заметить, что Крашен  не настаивает на том, чтобы обучение грамматике происходило именно в этом порядке.

Наоборот, грамматические структуры должны быть представлены учащимся в зависимости от того, какие структуры  нужны для данной коммуникативной деятельности.

 Третья гипотеза, гипотеза «редактора» (или монитора) (the monitor hypothesis), утверждает, что сознательное обучение языку имеет ограниченную функцию — функцию советчика, или редактора.

Любое высказывание, порождённое системой усвоения языка, от которой зависит способность говорить свободно, может быть отредактировано с помощью «внутреннего редактора».

Этот редактор обычно функционирует правильно только при определённых условиях: говорящий должен знать грамматические правила, у него должно быть достаточно времени, чтобы сосредоточиться на грамматическом строе высказывания и исправить ошибку. Само собой разумеется, эти условия легче соблюсти в письменной речи.

Согласно четвёртой гипотезе, гипотезе о входящем потоке информации  (the input  hypothesis), у человека, изучающего иностранный язык, постепенно формируется компетенция: он стремится понять поступающую к нему информацию, поток которой содержит языковой материал, слегка  превышающий уровень его знаний. 

Пятая — гипотеза эмоционального фильтра (the affective filter hypothesis), предполагает, что уверенность в себе, наличие мотивации, с одной стороны, и чувство дискомфорта (беспокойства, смущения) — с другой оказывают влияние на овладение иностранным языком и наилучшие результаты могут быть достигнуты в спокойной, непринуждённой обстановке.

  Самый важный вывод из вышесказанного таков: если овладение каким-нибудь языком осуществляется через восприятие входящей информациии если при этом подсознательное усвоение языка преобладает над  сознательным обучением, то тогда основной составляющей частью курса по языку должен быть поток входящей информации, воспринимая который, учащиеся должны сосредоточиться на смысле, а не на грамматической  форме высказываний. 

В этом суть  разработанного Крашеном естественного подхода к изучению иностранного языка. Он придерживается мнения, что «наилучшим способом преподавания иностранного языка является тот, который предоставляет учащимся в комфортной обстановке понятную им и действительно интересную для них информацию».

Из этого следует, что каждый урок нужно вести только на изучаемом иностранном языке, и преподавателю необходимо использовать различные приёмы, чтобы добиться   понимания, например, упрощать высказывания или использовать зрительные пособия, подобно тому, как это делают родители или воспитатели при общении с маленьким ребёнком.

Этот непрерывный поток понятного речевого материала закладывает фундамент устной речи, а также помогает учащемуся развить чувство грамматической правильности.

Следовательно, основным содержанием уроков должны быть такие виды деятельности, которые направлены на подсознательное усвоение языка и которые сами посебе являются интересными и значимыми для учащихся, чтобы они сосредоточили внимание на смысле высказывания, а не обязательно на грамматической форме.

Во время этих видов деятельности преподаватель знакомит учащихся с новыми словами и закрепляет знание грамматики, обеспечивает их понятной входящей информацией и предоставляет им возможность развить навыки устного общения. Такие навыки активно развиваются, когда учащиеся общаются в группах или парами.

  Дополнительное преимущество подобных групповых занятий состоит в том, что учащиеся, чувствуя себя частью коллектива, меньше стесняются, а кроме того их «внутренние редакторы» взаимодействуют и учащиеся помогают друг другу исправлять ошибки.

К тому же, когда учащиеся работают вместе, они сами создают понятный входящий речевой материал на изучаемом иностранном языке и тем самым помогают друг другу усваивать язык.

 Крашен отмечает, что такие групповые занятия используются не только в его подходе к преподаванию языка, но и в других подходах, и при этом там они часто считаются наградой студентам за хорошо выполненные грамматические упражнения.

В естественном подходе Крашена такие «коллективные» занятия, проводимые с учащимися на изучаемом ими языке, являются основным содержанием курса, его сутью.  Конечно, в этом естественном подходе к овладению языком есть место и для сознательного обучения,  т.е.

для грамматических упражнений, потому что такие упражнения  необходимы для развития «внутреннего редактора» («монитора»). Однако это сознательное обучение играет лишь второстепенную роль, и оно не должно быть основным  содержанием урока.

Читайте также:  Практический курс грамматики английского языка онлайн

Другие материалы по теме

Источник: http://www.russianedu.ru/3c59dc048e8850243be8079a5c74d079/1fbf93b60b58c9ca896e527adf670a06/magazineclause.pdf

Стивен Крашен: как выучить иностранный язык —

Методика усвоения иностранных языков

Стивен Крашен — американский филолог, специалист по проблем прикладной лингвистики.

Главной мыслью всех его работ, а их было около 500, является то, что для того, чтобы изучение любого языка было более эффективным, его следует учить естественным образом.

Стоит отметить, что теоретические принципы, которые Крашен изложил в своих трудах, оказали сильное влияние на развитие теории усвоения второго языка. Предлагаем почитать советы Стивена Крашена о том, как выучить любой иностранный язык.

Лингвист выдвинул 5 очень интересных гипотез об усвоении иностранных языков. Предлагаем рассмотреть эти гипотезы и то, как мы можем использовать их практически.

Гипотезы

  1. Усвоение и изучение
    По мнению Стивена Крашена, существует два способа, благодаря которым мы можем выучить иностранный язык: усвоение и изучение. Способ усвоения заключается в том, что человеку не приходится заучивать что-то сознательно. Информация усваивается на бессознательном уровне.

    Именно так учат родной язык маленькие дети: они воспринимают знания на уровне подсознания, а не учат намеренно. Например, усвоение происходит, когда мы занимаемся чем-то интересным: слушаем музыку, смотрим фильм, общаемся с интересным человеком. Для того, чтобы усвоить язык, нужно воссоздать вокруг себя языковую среду.

    Метод изучения, как ты уже догадался, заключается в намеренном получении знаний, когда ты прикладываешь определенные усилия, чтобы запомнить или понять что-то. Такой метод мы используем, когда делаем упражнения, учим новые слова, разбираем грамматику.

    Крашен считает, что первый способ, то есть усвоение, более эффективен, чем второй.

    Он советует уделять больше времени именно естественному восприятию, а не механическому изучению.

  2. Гипотеза контроллера
    Идея данной гипотезы состоит во взаимодействии усвоения и изучения. Лингвист считает, что мы начинаем писать и разговаривать на изучаемом нами языке, благодаря усвоению. Однако не стоит игнорировать и методику изучения, поскольку она помогает нам устранять ошибки и говорить грамотно. Крашен пишет, что, благодаря изучению, в нас «включается» внутренний контроллер, который контролирует правильность нашей речи.

    При этом специалист добавляет, что люди, которые больше концентрируют свое внимание на изучении, более склонны к возникновению языкового барьера. Это происходит, потому что такие люди чаще боятся допускать ошибки, чрезмерно контролируя себя.

  3. Гипотеза естественного порядка в изучении
    Эта гипотеза скорее относится к преподавателям иностранных языков, которые любят экспериментировать с методиками обучения, и она вызывает много споров среди специалистов. Заключается данная теория в том, что язык следует учить в определенном порядке: от простого к сложному. Как бы преподаватель не менял программу, ученик все равно усвоит сначала азы, а потом более сложные аспекты. Например, если преподаватель первым делом решит объяснить, как образуются специальные вопросы, ученик все равно изначально разберется, как образуются общие вопросы, на которые можно ответить просто «да» или «нет».
  4. Гипотеза входного материала
    По мнению Стивена Крашена, человек усваивает материал, когда воспринимает его на слух или зрительно, например, слушая аудио, смотря фильмы, читая книги. При этом он считал, что максимальную пользу для развития знаний принесет работа с материалом, который будет на уровень выше, чем текущий уровень ученика. Кстати, именно по такому принципу и построено большинство учебников.
  5. Эмоциональный фильтр
    Эмоциональный фильтр, по мнению лингвиста, — это такой экран, который препятствует естественному усвоению знаний. Такой фильтр возниакет у человека, который испытывает негативные эмоции: злость, страх, отчаяние, грусть. Отрицательные эмоции, словно фильтр, не позволяют новым знаниям проникнуть в часть мозга, которая отвечает за естественное усвоение. Данный «экран» появляется у людей, которые разочарованы, у которых отсутствует мотивация, которые испытывают стресс, неуверенность в себе.

Использование гипотез на практике

  1. Учись естественным образом
    Для того, чтобы изучать язык естественным образом, рекомендуется использовать интересные тебе материалы. Никакого усвоения не произойдет, если ты будешь учиться по скучным =учебникам, смотреть передачи, под которые ты засыпаешь и читать скучные «сухие» тексты.

    Ты можешь искать интересующую тебя информацию в поисковике на английском, смотреть любимые сериалы в оригинале, читать книги, которые с удовольствием прочел бы на родном языке. Если ты каждый вечер читаешь или смотришь новости, например, — попробуй делать это на английском.

  2. Практикуйся говорить
    По мнению Крашена, метод усвоения больше всего способствует развитию навыка общения на изучаемом языке. Старайся как можно чаще говорить на английском — ищи друзей по переписке, общайся с носителями языка по скайпу, посещай разговорные клубы, попробуй рассказывать истории перед зеркалом.

  3. Не забывай и о грамматике
    Изучение помогает включать внутреннего контролера и говорить грамотно. Поэтому совмещай два метода — изучение и усвоение. Помни, что они тесно взаимосвязаны между собой, и только, совмещая их, ты сможешь достичь максимального успеха.

    К тому же, повторение новых слов, например услышанных в фильме, относится именно к изучению, а именно повторение помогает лексике оставаться в памяти на долгое время.

  4. Читай книги на английском
    Чтение книг, согласно теории Крашена, — волшебный инструмент для изучения второго языка естественным образом.

    Читая, ты не только пополняешь словарный запас, но и видишь конструкцию предложений, как используется грамматика в речи — по сути, у тебя перед глазами готовые шаблоны фраз.

    Также чтение способствует развитию чувства речи: даже не зная, правил использования той или иной грамматической конструкции, ты все равно будешь говорить правильно, потому что часто встречал ее в книгах и на подсознательном уровне понимаешь, в каких ситуациях ее нужно использовать.

    Не пытайся сразу же читать сложную литературу в оригинале, поскольку в ней используется сложная грамматика, много стилистической инверсии, фразеологизмов и т.д., которые подчас не всегда понятны даже носителям языка. Так, ты можешь быстро забросить чтение, просто потому что устанешь постоянно переводить сложные слова, пытаться разобраться в сложной грамматике, не понимая ее.

    Начинай читать литературу для своего уровня, есть очень много книг адаптированных под разные уровни.

  5. Старайся не пользоваться словарем слишком часто
    Поскольку процесс усвоения происходит на подсознательном уровне, читать тексты и смотреть фильмы лучше без словаря. Это вполне реально — главное выбрать материал, подходящий твоему уровню.

    В таком случае, незнакомые слова ты будешь понимать из контекста. Исключение делай только тогда, когда суть сказанного (прочитанного) тебе совершенно непонятна.

  6. Учись по проверенной методике
    Как бы мы ни старались начать с самых сложных аспектов языка, наш мозг все равно в первую очередь усвоит простую информацию.

    Не стоит гнаться за новыми «модными» методиками, лучше отдать предпочтение классическому методу изучения. Кстати, не стоит забывать, что авторы этих методик сами учили язык классическим способом и только потом создали свою методику.

    Классическая методика изучения языка вырабатывалась годами, авторы книг потратили много времени, чтобы выстроить материал так, чтобы он был максимально простым для восприятия.

  7. Занимайся в хорошем настроении
    Положительный настрой — важная составляющая в изучении. Помни, что стресс, настрой на провал, неуверенность в своих силах создают эмоциональный фильтр, препятствующий усвоению знаний. Получай от английского максимум удовольствия, занимайся в хорошем настроении и настройся на достижение успеха.

Методика Крашена по сей день вызывает много споров среди лингвистов. Некоторые согласны с ней, некоторые — нет. Однако все гипотезы Крашена имеют логичное обоснование. Не стоит забывать, что каждый человек — индивидуальность, и у каждого из нас свои особенности. Кому-то данная методика подойдет идеально, кому-то вовсе не подойдет, а кому-то подойдет ее сочетание с другими методиками. Зная, как выучить любой иностранный язык естественным образом, ты превратишь скучную обязанность в любимое хобби ????

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector