Цели урока английского языка, которые должен знать каждый преподаватель

Цели урока английского языка, которые должен знать каждый преподаватель

Признаться, постановка целей — не особо приятное занятие. И писать о них также не доставляет особого удовольствия. Однако есть необходимость вернуться к этой теме ещё раз. Мне не совсем нравятся примерные цели, представленные в одной из статей на нашем блоге.

Как не превратить написание целей урока в «магию слов»? Как сформулировать осмысленные и конкретные цели урока, а не делать формальную отписку? Честное слово, как-то претит заниматься крючкотворством в угоду проверяющим — для себя бы составить представление и, в случае каких-то трений с проверяющими, обосновать свою точку зрения.

Прочитала множество документов в Интернете. Все они практически повторяют одно и то же, что «цель – прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока» и что «сформулированная цель должна быть а) четкой; б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой; д) конкретной.»

Хорошо, согласимся. И с существованием триединой цели урока согласимся, так как на уроке ученики усваивают знания, выполняют умственные и физические действия, приобщаются к каким-то нравственным категориям. Отсюда вытекает триединая цель в трёх аспектах: 1) познавательном 2) развивающем 3) воспитательном.

Существует также понятие задач урока — это конкретизация целей. Только мне кажется, если написать три общие цели, а потом ещё и конкретизировать их в задачах, то написание плана урока превратится в сущий ад. Целей в плане будет прописано больше, чем этапов урока.

Думается, что конкретизировать цели можно при составлении технологической карты урока.

Смотрите образец (кстати, есть несколько вариантов написания технологической карты урока, этот именно с графой прогнозируемого результата, который и представляет собой задачи каждого этапа урока):

Этапы урока Время, мин Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы, приемы и формы обучения Прогнозируемый результат образовательной деятельности Учебно-методическое обеспечение

Для обычного урока достаточно постановки общих целей, только более конкретизированных. Можете со мной не согласиться, я не методист.

Что касается воспитательной и развивающей целей урока, тут я пришла к определённым выводам и могу с уверенностью сказать, как нужно формулировать эти аспекты целей и почему.

Более того, скажу, что не обязательно ставить воспитательные и развивающие цели к каждому уроку, можно поставить одну цель на несколько уроков темы: невозможно за один урок улучшить память учащихся, научить анализировать и обобщать, воспитать доброту, гуманность, вежливость, а тем более проверить, насколько они сформированы. Значит, цели могут повторяться из урока в урок и это нормально.

Прописывая воспитательные цели, используйте следующие формулировки:

создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.

Развивающий компонент цели будем формулировать так:

создать условия для развития/способствовать развитию (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)

  • По-моему, довольно ясно: воспитательная – создать условия для воспитания (пишем чего), развивающая – создать условия для развития (пишем чего).
  • Примеры воспитательных целей:
  • «Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …» «Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …» «Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …» «Способствовать воспитанию бережливости и экономии …» «Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …» «Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …» «Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …» «Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …» «Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …» «Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …» «Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии …» «Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения …» «Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля …» «Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»
  • Примеры развивающих целей:
  • «Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …» «Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …» «Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …» «Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …» «Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях» «Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …» «Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …» «Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …» «Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …» «Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …» «Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»
  • С воспитательной и развивающей целями разобрались.

Познавательную (образовательная, практическая, когнитивная — это всё названия одной и той же предметной цели) цель ставить труднее, потому что к её формулировке нет единого подхода. Но именно эта цель самая важная. Она самая конкретная, самая проверяемая, самая очевидная и достижимая. Она как мишень: поставь её перед собой и учениками и добивайся стопроцентного попадания.

Практические цели можно формулировать в зависимости от типа урока. (Оговорюсь, что однозначного мнения по вопросу типологии уроков нет). Есть, например, деление уроков на языковые и речевые. Тогда цели ставятся в зависимости от 1) типа урока и 2) аспекта языка или вида речевой деятельности.

Аспект языка: фонетика, лексика, грамматика. Виды РД: аудирование (восприятие речи на слух), говорение (монологическая, диалогическая речь), чтение, письмо.

  1. Типы уроков: 1) урок формирования речевых навыков; 2) урок совершенствования речевых навыков; 3) урок развития речевых умений.
  2. Следовательно, на уроке по формированию грамматических навыков мы поставим цель, «Способствовать формированию (совершенствованию, развитию) грамматических навыков (для конкретизации укажем — употребления такого-то времени, такой-то структуры, такой-то группы местоимений, таких-то числительных).
  3. Пример: Способствовать формированию грамматических навыков употребления структуры to be going to.

Но при таком подходе для учащихся цель придётся формулироваться иначе, потому как ученикам такая цель ни о чём не говорит. Она слишком общая.

Перед учениками нужно поставить конкретную цель и указать способы её достижения: «Сегодня мы научимся говорить о своих планах, используя такие-то времена и такую-то структуру» или «Мы научимся сравнивать разные предметы с помощью степеней сравнения прилагательных».

Это и будет конкретика, в конце урока учащиеся с помощью рефлексии (став на время учителем), скажут, чему они научились за урок. «Я научился рассказывать о лете, используя Past Simple».

«Я научился рассказывать о своих планах на ближайшее будущее, употребляя структуру to be going to». (Предположим, что учащиеся будут в состоянии сформулировать то, чему они научились за урок, как это только что сделала я»)

То же и с видами речевой деятельности.

Способствовать формированию (совершенствованию, развитию) навыков МР/ДР, письма, восприятия речи на слух (по теме такой-то).

Для учащихся: «Мы научимся рассказывать о …, используя знакомые нам слова и такие-то времена». «К концу урока мы научимся обсуждать меню с другом и делать заказ в ресторане ».

  • При проведении контроля, устного или письменного, цель сформулируем так:
  • Организовать деятельность учащихся по проверке сформированности таких-то языковых или речевых умений (конкретизирую).
  • При работе с текстом цель сформулируем так:
  • Способствовать (создать условия для) формированию/совершенствованию/ развитию навыков просмотрового (изучающего, ознакомительного) чтения.
  • С лексикой:
  • Способствовать формированию/совершенствованию/развитию лексических навыков по теме «Мy country».
  • Однако существует несколько иная классификация типов уроков:
  • — урок ознакомления с новым материалом; — урок закрепления изученного; — урок применения знаний и умений; — урок обобщения и систематизации знаний; — урок проверки и коррекции знаний и умений; — комбинированный урок.

Что могу о ней сказать? Наш предмет обладает определённой спецификой: у нас не бывает ознакомления без закрепления. Мы не обучаем только одному аспекту языка или одному виду речевой деятельности. Мы учим всему сразу: и лексике, и грамматике, и говорению.

Читайте также:  4 основных аэропорта лондона. как добраться?

Учитывая, что основная цель современного урока иностранного языка — направленность на речевую деятельность, практически все наши уроки комбинированные. Значит, практических целей у нас будет несколько, только одна будет превалировать, и не обязательно речевая.

Попробуем сформулировать цели урока в соответствии со второй классификацией типов урока:

Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению структур приветствия/прощания.

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению букв алфавита А, В, С, познакомить с понятием транскрипции.

Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала, организовать проверку знаний алфавита. Организовать деятельность учащихся по изучению лексики по теме «Семья», структуры I’ve got a…

  1. Интересно также заглянуть в любую книгу для учителя и посмотреть, как цели урока ставят составители УМК.
  2. to introduce to develop to familiarize to encourage to promote etc
  3. И никто не поправит автора УМК, что учитель не может «to develop student’s memory» или «to widen students’ knowledge», потому как задачи эти не конкретные, не достижимые и не поддающие проверке в конце урока.

В заключение приведём примеры формулы грамотного формулирования когнитивных целей урока. Это то, что мы должны держать в голове, планируя свои уроки. Не встречала таких формулировок в отечественной методической литературе, зато встречала в зарубежной. Такая постановка целей кажется мне оптимальной. Именно таким образом я бы формулировала задачи урока.

1. Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.) 2. Планируется, что к окончанию урока ученики будут знать закон Ома ….

, уметь решать расчетные задачи в 2-3 действия на следующие формулы… 3. Планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест… И приводится содержание теста. 4.

Планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями …

Так как же правильно формулировать практическую цель урока? Выбирайте для себя. Надеюсь, учитывая всё вышеизложенное, Вы сможете обосновать, почему Ваша постановка целей является грамотной. Обсудите на MO, придите к согласию, как писать. Или дождитесь очередной бумажки сверху.

По теме см. также:

http://www.school-city.by/index.php?option=com_content&task=view&id=8749&Itemid=143 http://kukmor-agrokolledg.ru/download/prepod/prepod24.pdf

Алгоритм анализа триединой цели урока.

Определить краткость, чёткость и простоту формулировки триединой цели урока.

Посмотреть, заложен ли в ней конечный его результат (чего достичь?); Установить, чем вызвана постановка данной цели: программой, желанием учителя, интересами учащихся, случайным стечением обстоятельств; Выяснить, в какой связи цель данного урока находится с общей целью темы; Определить степень осознанности триединой цели урока самим учителем; Выяснить полноту и комплексность цели; уяснить реальность достижения триединой цели на данном уроке; Определить, соответствует ли воспитывающий и развивающий аспекты цели воспитательным и развивающим возможностям познавательного аспекта; Определить, каким образом повлиял на достижение триединой цели урока уровень соответствия содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся; Определить разрыв между триединой целью урока и его конечным результатом; Выяснить, насколько понятно и доходчиво сформулирована цель урока для учеников, была ли понятна и осознана ими; Установить, каким образом осознанность и принятие цели урока учащимися повлияли на её достижение и конечный результат урока.

Современный урок английского языка. Каким ему быть в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Класс: 5

Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».

Актуальность данного проекта в том, что в наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению, в том числе и английскому языку.

Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а их место занимают новые, креативные техники преподавания, основанные на понимании пройденного материала и заинтересованности в его изучении.

Современный урок английского языка уже не может обходиться без действенных методик преподавания.

Сегодня в центре внимания — ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Любой ученик обладает своим определенным потенциалом способностей, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога.

Поэтому основная цель современного учителя — выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Планировать и строить урок английского языка нужно так, чтобы ученики могли погрузиться в творческий процесс, стремились к новым открытиям, а это в сою очередь приведет к увлеченности данным предметом, желанию узнать как можно больше.

  • Объект моего исследования: урок иностранного языка.
  • Предмет исследования: требования к проведению современного урока иностранного языка.
  • Цель данной работы: изучение современных требований к уроку английского языка и основных типов уроков с внесенными в них изменениями.
  • Задачи данного в проекта:
  • сформулировать требования для проведения и организации современного урока английского языка
  • составить технологическую карту урока и его анализ с учётом современных требований к проведению урока.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнена сущность современного урока, выявлены особенности современных уроков иностранного языка, описаны требования к их проведению, представлена модель проведения открытого урока иностранного языка.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы не только учителями иностранного языка средней школы, но и преподавателями других общеобразовательных дисциплин, а также студенты, готовящиеся стать преподавателями.

Глава I. Современный урок английского языка. Каким ему быть в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Раздел I. Планирование урока

Современный урок английского языка будет интересен обучающимся, привлечет их внимание и направит их мысли в нужное русло, если он включает в себя следующие параметры:

  • новизна материала,
  • связь с потребностями и интересами обучающегося,
  • доступность и объем материала.

Также современный урок английского языка включает в себя по возможности индивидуальный подход к каждому из обучающихся. В наши дни новые стандарты четко диктуют необходимость новых подходов к обучению, в частности и к обучению английскому языку.

Урок, как и любое другое сложное явление, должен быть осмыслен учителем, «пропущен» через его ум и сердце. Только в этом случае он может быть проведен на высоком эмоциональном и технологическом уровне.

Проведение урока есть реализация плана, намеченного учителем, то есть качество и успешность проведения урока в значительной степени зависят от качества плана урока.

Планирование урока предоставляет каждому учителю возможность проявить свои творческие способности и умения, основой которых являются такие качества, как самостоятельность в принятии ответственных решений, постановке цели и выработке индивидуальной стратегии ее достижения.

Итак, планирование — «это деятельность, направленная на определение целей и задач организации урока». Достичь успеха при планировании учитель может при соблюдении трех главных условий:

  • знание того уровня, на котором находится коллектив к началу планирования;
  • четкое представление о том уровне, на который должна быть поднята работа до конца планируемого периода;
  • выбор эффективных путей и средств планируемой деятельности.

Моделируя урок, учителю необходимо придерживаться следующих правил:

  • конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока.
  • определить формы контроля учебной деятельности обучающихся.
  • продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • продумать форму подведения итогов урока.
  • продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Одним из важных умений обучающихся на этапе планирования является целеполагание. При обучении целеполаганию возможно введение проблемного диалога, в результате которого дети определяют границу своего знания — незнания и ставят цель на урок (задачи урока).

На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик!!! Затем учитель и обучающиеся в совместной деятельности определяют последовательность работы на уроке. При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы.

Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также на этом этапе необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Неплохие результаты демонстрирует работа обучающихся в сотрудничестве друг с другом.

Работа в группах не менее важна на уроке английского языка. Она требует большей подготовки, но при этом дает значимый результат.

Современный урок, наряду со всем вышесказанным, должен постоянно включать в себя что-то новое. Ведь однообразные действия вряд ли смогут удержать интерес обучающихся любого возраста. Преподаватель должен постоянно внедрять в процесс обучения новые моменты, которые с интересом будут восприниматься его подопечными.

Читайте также:  Что вы не знали о фрагментах предложений в английском

Раздел II.Требования к современному уроку английского языка

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

На сегодняшний день требования к современному уроку английского языка таковы:

  • четкое формулирование триединой дидактической цели;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
  • выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.
  1. Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
  2. 1) уроки изучения нового учебного материала;
  3. 2) уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);
  4. 3) уроки обобщения и систематизации;
  5. 4) комбинированные уроки;
  6. 5) уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Следует отметить, что современный урок английского языка немыслим без использования информационных компьютерных технологии, различных интернет-ресурсов и мультимедийных источников, презентации PowerPoint и т.д.

Глава II. Практическое применение современных требований новых стандартов образования на примере урока иностранного языка в 5 классе

Как учитываются современные требования к уроку иностранного языка, мне мы хотелось рассмотреть на примере урока в 5 классе. УМК для 5 класса общеобразовательных учреждений России входит в единую учебную линию для 2-11 классов УМК «Английский в фокусе»/ «Spotlight», что позволяет соблюдать преемственность подходов и методов обучения в начальных классах и среднем и старшем звене.

Программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного, деятельностного подхода к обучению английскому языку.

Программа курса способствует осознанию идеи единства и многообразия в окружающем мире, пониманию роли и места своей культуры в контексте общемировой, позволяет получить умения и навыки пользования языком в различных речевых ситуациях, овладеть основными грамматическими структурами, навыками, связанными с социальными функциями языка.

Основное назначение английского языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и: готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. преподавателя: Карпенко Юлия Андреевна
  2. Класс: 5
  3. Предмет: английский язык
  4. Тема урока: «UK souvenirs. Culture Corner». Сувениры из Великобритании. Работа над ошибками.
  5. Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме «UK souvenirs, Culture Corner». 11 урок по разделу «That`s me!».
  6. Тип урока: урок первичного применения знаний.
  7. Дидактическая цель урока: обсудить наиболее популярные сувениры из Великобритании используя лексику урока и ранее изученный лексико-грамматический материал. Выявить и ликвидировать типичные ошибки в самостоятельной работе.
  8. Задачи урока: обучающие — выучить 10 новых слов по теме, научить самоконтролю и самооценке;
  • Развивающие — способствовать развитию навыков во всех видах речевой деятельности, развитию социокультурной компетенции, языковой догадки, рефлексии, адекватной самооценки;
  • Воспитательные — воспитывать информационную культуру, активную жизненную позицию, толерантность, умение сотрудничать и работать в группе;
  1. Материальное обеспечение урока: учебник «Spotlight 5», тетрадь к учебнику, словари, интерактивная доска, раздаточный материал, видеоматериал из Internet ресурсов;
  2. Методы работы: аудиовизуальный, наглядно-образный, практический, информационно-поисковый, контроль, репродуктивный.
  3. Предполагаемые результаты:
  • узнавать и применять правила чтения буквы U на практике;
  • знать географические особенности страны изучаемого языка;
  • уметь работать с текстами прагматического характера;
  • меть рассказывать о сувенирах из Великобритании.

Этапы урока

Заключение

В заключение следует сказать, что современный урок — это главная составная часть учебного процесса, сложнейшее явление, которое может рассматриваться с любой точки зрения — содержательной, структурной, функциональной.

В каждом уроке отражаются требования целей и задач обучения в целом. Этими требованиями должен руководствоваться педагог при подготовке и проведении урока. Знание требований к современному уроку направляет деятельность учителя.

Именно поэтому работа, посвященная требованиям и целям современного урока иностранного языка является актуальной.

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества.

Происходящие изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Всё это повышает статус предмета «английский язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.

Основное назначение английского языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Цель моей работы считаю достигнутой в своём полном объёме, так как мной были изучены современные требования к уроку английского языка и рассмотрено их применение на конкретном уроке.

Также в ходе работы были решены поставленные задачи:

  • описаны современные требования к организации и проведению урока иностранного языка;
  • составлена тематическая карта урока английского языка с учётом современных требований к проведению урока.

Итоги работы имеют очевидное теоретическое и практическое значение, поскольку, во-первых, представлены теоретические основы построения, планирования современного урока в рамках ФГОС, обозначены современные требования к уроку иностранного языка. Во-вторых, материалы работы могут быть использованы при составлении и разработке современного урока.

Список использованной литературы

  1. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. — 2003. — № 6.
  2. Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно- методическое пособие. М.:УЦ Перспектива, 2008.
  3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — Москва, 2010 г.
  4. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3 2001 г.
  5. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// ИЯШ №1 2000г.
  6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие / Г.К. Селевко. — М.: Народ.образование, 1998.
  7. Авторской программа В. Г. Апалькова к УМК «Английский в фокусе» Ю.В. Ваулиной, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс для 5-11 классов общеобразовательных учреждений.
  8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: закон.-Консультант Плюс: сайт. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  9. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования [Электронный ресурс]: концепция // Федеральный государственный образовательный стандарт: Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=261.
  10. Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm

5.03.2021

Целеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель
объясняет.      

    Выдающийся
учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Уильям Уорд

Главной
особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования является их деятельностный характер, который ставит главной задачей
развитие личности учащегося.

Современное образование отказывается от
традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и
навыков, столь укоренившегося  в сознании
педагогов с многолетнем опытом работы.

  Формулировки
же ФГОС указывают на реальные виды деятельности, а обучение предполагает
формирование у учащихся универсальных учебных действий.

В условиях внедрения ФГОС, учащийся из
присутствующего и пассивно исполняющего указания преподавателя на уроке
традиционного типа,  теперь становится
его главным деятелем и творцом. В основе урока современного типа лежит  принцип системно — деятельностного подход.

Преподаватель
же  призван осуществлять скрытое
управление процессом обучения. Еще К.Д. Ушинский писал: «Нужно, чтобы дети, по
возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал».

Читайте также:  Слова на Английском на тему "Карьера и Работа"

Именно к этому мы и пришли в настоящий
момент. Урок, соответствующий требованиям ФГОС, предполагает активную позицию и
непрерывную деятельность самого учащегося, а не монолог педагога.

Так, приведенная
ниже таблица показывает, что основное различие между традиционным и современным
уроком заключается в  деятельности
педагога и учащихся.

Требования к уроку Традиционный урок Урок, соответствующий требованиям ФГОС
Объявление темы урока Преподаватель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (преподаватель подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач урока Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Планирование Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует)
Практическая деятельность учащихся Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), преподаватель консультирует
Осуществление контроля Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), преподаватель консультирует
Осуществление коррекции Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, преподаватель консультирует, советует, помогает
Оценивание учащихся Преподаватель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), преподаватель консультирует
Итог урока Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование у учащихся совокупности «универсальных учебных действий»,
обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний
и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Требования к современному уроку выглядят примерно таким образом:

Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия
Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (преподаватель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные, общеучебные, коммуникативные
Сообщение целей и задач урока Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует) Регулятивные планирования
Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (преподаватель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (преподаватель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (преподаватель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции
Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценки), коммуникативные
Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные

Хотелось бы заострить внимание на том, что
с целью формирования УУД в контексте обучения иностранным языкам необходимо
учитывать, что в процессе обучения учащиеся должны найти ответы на следующие
вопросы:

  • «Зачем я учу иностранный язык?»
  • «Зачем я выполняю то или иное
    задание на уроке (читаю, пишу, слушаю, составляю высказывание)?»
  • «Зачем я повторяю дома изученное на
    уроке?»
  • «Чему я научился на уроке?».
  • «Что еще я должен сделать для достижения своих целей?»

Язык должен осваиваться
студентами осознанно.

Преподаватель же должен создавать условия, способствующие
тому, чтобы учащиеся учились слушать друг друга, адекватно оценивать свой ответ
и ответы других, стремились узнавать и открывать новое для себя.

При
планировании учебного занятия, важно помнить, что деятельностные способности
учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания,
а включены в непрерывную самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Умение согласования целей субъектов
деятельности является одним из основных критериев педагогического мастерства.
При этом необходимо обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной,
значимой для себя.

В свою очередь, для того, чтобы учащийся сформулировал и
присвоил себе цель, его не­обходимо столкнуть с ситуацией, в которой он
обнаружит де­фицит своих знаний и способностей, захочет дойти до сути и понять.

В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально
объектив­ной, для него выступит как субъективная и потребует активных действий
для ее решения.

С точки зрения педагогики,  целеполагание — это процесс
выявления целей и задач субъектов деятельности (педагога и учащегося), их
предъявления друг другу, согласования и достижения.

Оно должно быть субъектным
и соответствовать планируемому результату. Цель — это то, к чему стремятся, что
надо осуществить. На уроке ставятся  обу­чающая (образовательная),
воспитывающая и развивающая цели.

Правильно поставленные цели- залог
эффективности урока!

Предлагаю рассмотреть  самые
распространенные ошибки, которых следует избегать при планировании урока:

Завышение цели
урока
. Цели можно разделить налокальные и глобальные.Традиционно на уроке ставится
глобальная цель, то есть цель, которую невозможно достичь за один урок.

Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об
образовании», в Национальной доктрине об­разования, в Концепции модернизации
российского образо­вания и других документах. Они диктуются требованиями
общества, государства. Глобальные цели — это ориентиры человеческой
деятельности.  Если же цель связана с конкретным уроком – это локальная цель.

Диагностичность цели
означает, что имеются  средства и возможности проверить, достигнута ли эта
конкретная цель. Следовательно, на урок необходимо ставить предельно конкретные
(локальные) цели.

Подмена цели средствами урока.

Например, на уроке по
теме «What to visit in London» педагог продемонстрировал целый ряд педагогических
приемов, все обучающиеся были вовлечены в активную работу, наблюдалась как
индивидуальная, так и групповая работа, урок был оснащен наглядностью,
использовались и технические средства обучения, и игровые формы.

Но, несмотря
на столь грамотно организованный  урок,
осталось неясным: Какой вывод сделали учащиеся? Зачем они просмотри фильм,
выполнили ряд упражнений, прослушали текст и.т.д. Следовательно, на начальном
этапе урока необходимо предъявить учащимся конкретные цели и способы их
достижения.

Формальный
подход
 при постановке целей.
Расплывчатость и неопределенность спроектированных  целей приводит к их непониманию  как учащимися, так и самим преподавателем, что
делает их достижение невозможным, а урок малоэффективным.

Чтобы избежать подобных ошибок при
планировании урока, необходимо помнить, что каждая цель должна быть:

  • Конкретна
  • Достижима
  • Реальна
  • Измеряема
  • Ориентирована на конкретный результат
  • Ориентирована по времени

Сформулировать четкую и ясную цель может
помочь метод SMART (с
английского «умный»), имеющий следующие критерии:

S-Specific. Цель должна быть
предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.

M-Measurable. Цель должна быть
измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев,
достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.

A-Achievable. Цель должна быть
достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов,
которыми располагаете Вы и Ваши учащиеся.

R-Relevant. Цель должна быть
уместной в изменяемой ситуации, изменения должны  соответствовать Вашим
потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся.

T- Time-limited. Цель должна быть
достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период для
достижения выбранной цели.

Цели должны быть достаточно напряженными,
дос­тижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гиб­кими, то есть
реагирующими на изменившиеся условия и воз­можности их достижения. Но и это не
является гарантией вы­сокой результативности урока. Необходимо еще определить,
как и с помощью чего эти цели будут достигнуты.

Чтобы цели преподавателя стали целями учащихся используются различные приемы целеполагания.

Возможные приемы
целеполагания:

  • Тема-вопрос — план
  • Работа над понятием
  • Ситуация яркого пятна
  • Исключение
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация
  • Группировка
  • Прием «знаю — не знаю — хочу знать»
  • Подводящий диалог
  • Исключение
  • Проблема предыдущего урока
  • Скрытая ошибка

Тема-вопрос — план

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector