Влияет ли возраст на способность учить английский язык: мнение наших преподавателей

Сегодня я хочу коснуться темы, которая часто всплывает во время консультаций, которые я провожу со своими студентами, темы возраста, когда язык становится учить «ужасно сложно/ бесполезно/ нереально, потому что память уже не та» (подчеркните нужное, согласно степени пессимистичности натуры).

Взрослых людей, которым английский нужен для продвижения по работе, волнует вопрос, а не поздно ли им учить иностранный язык в сорок лет. Мам часто волнует вопрос, сможет ли их чадо освоить английский, если мама (о, горе ей!) не начала заниматься с ним английским с пеленок.

Подростки, которые готовятся к ЕГЭ, вздыхают: «Вот начал бы лет в восемь, сейчас был бы уже готов!»  

Сколько бы я ни старалась через коучинговые и не всегда коучинговые вопросы привести их к осознанию, что возраст часто имеет свои преимущества для освоения иностранных языков, и успешно освоить иностранный язык можно в любом возрасте (да-да, мне часто приходится выступать в роли Капитана Очевидность!), они упорно стоят на своем.

Хотя плюсы в изучении языка в зрелом возрасте действительно есть. И говорю я это совершенно не для того, чтобы просто развеять пессимизм и уныние в этой теме. Это просто факт.

Да, малыши до пяти-шести лет учат  иностранный язык, совершенно не прилагая усилий, просто черпая его из окружающей среды, не задумываясь. После рубежа в шесть лет, усилий требуется все больше и больше.

Но и процесс освоения иностранного языка может идти быстрее, потому что взрослые люди в полной мере владеют логическими операциями, способны к анализу и синтезу, и могут запоминать не просто отдельную фразу или слово, а целый «языковой алгоритм» – принцип, по которому образуется та, или иная форма.

Алгоритмы приводят к типизации: условно говоря, взрослому не нужно заучивать каждое языковое явление в отдельности, он может просто использовать модель.

Тогда почему бытует мнение, что после  40, 50, 60 учить иностранный уже поздно?

Причины этого явления во многом психологические, а не физиологические.

С возрастом нам становится сложнее начинать новое и выходить из зоны комфорта. Будучи часто успешными в разных областях жизни, мы не владеем «искусством маленьких шагов», мы попросту успели забыть, как нам давалась эта успешность. Мы хотим больших результатов сразу и быстро, а когда их не получаем, то теряем оптимизм и мотивацию.

Но есть люди, которым удается вырваться из рамок статистики. Знаете, сколько лет самой зрелой моей студентке? Не поверите, 79! И она учит английский, потому что сын забрал ее к себе в США, а она не хочет жить в изоляции. И представьте себе, она учит его вполне успешно.

И среди наших подписчиков очень много людей зрелого возраста, которые с успехом осваивают английский на очень продвинутом уровне, причем с задором, что называется, в кайф.

И ко многим из них я обратилась с вопросом: «Зачем вы учите английский? Почему не боитесь начинать и продолжать?» И один из ответов я хочу привести сегодня! Пожалуйста, найдите еще две минуты, и прочтите до конца открытое письмо от Любови Свириной, чьи комментарии, вы, скорее всего, видели у нас на сайте.

Мои взаимоотношения с английским языком

Здравствуйте! Я Люба. Больше 40 лет была Любовью Сергеевной, преподавала английский язык в школе. Сейчас занимаюсь с внуками, помогаю подруге освоить азы английского, репетиторствую помаленьку. И, время от времени, занимаюсь сама.

Вот сейчас заканчиваю веселое месячное обучение «English Note for Note» у Милы Хабировой. Мы повторяем грамматику и лексику языка, совершенствуем умение слышать (аудировать) и наслаждаемся беседами на английском.

И при всём при том –  слушаем замечательные английские песни.

Именно Мила и попросила меня рассказать о моих взаимоотношениях с английским языком.

Начнем с того, что я не хотела быть учителем. Я хотела (ах, как неожиданно!) быть актрисой. Самодеятельный театр в школе, студия во Дворце пионеров… Но, забоявшись, трезво рассчитала свои силы с помощью мамы и пошла учить английский.

Навыки актерского мастерства очень пригодились мне в школе. Так и отактерствовала 40 лет. Учитель должен уметь, буквально по щелчку, читать и сочинять стихи, петь, рисовать, играть на сцене и режиссировать спектакли.

Причем, независимо от того, какой предмет он преподает.

Чтобы не засушивать уроки мы читали и писали сказки, сочиняли лимерики, переводили стихотворения с английского на русский и, представьте , наоборот. Учились писать резюме и делать комплименты по-английски. Смотрели мультики и отрывки из фильмов. Пели и ставили спектакли. Причем, в каждом спектакле было по несколько песен. Сами решали, что подойдет в данном конкретном случае.

Влияет ли возраст на способность учить английский язык: мнение наших преподавателейА давайте-ка я вам про конкретный случай и расскажу. Ставили спектакль по мотивам «Спящей красавицы». Ну очень по мотивам. В
конце сказки принц счастливо избавился от необходимости жениться на капризной, взбалмошной и хамоватой принцессе. Пусть еще поспит. Так вот, мама принца, отправившая его на подвиги, пела «Yesterday», Битлз. Сам принц исполнял что-то из Джастина Тимберлейка. А двухголовый дракон залихватски выводил русскую классику, Мурку.

Когда мы беседовали с Милой по скайпу, я повторила ей шедевр. Мы с удовольствием посмеялись. Давайте-ка я и вам подниму настроение. Обратите внимание, что грамматические нормы английского языка в песне несколько искажены в угоду ритму. Но так бывает и в оригинальных английских песнях. Зато  – хороший пример того, что многие русские слова на английский не переводятся. Enjoy. Мотив помните?

Влияет ли возраст на способность учить английский язык: мнение наших преподавателей

Правда, прелесть? Теперь о том, почему я, женщина вполне себе пенсионного возраста, не только передаю свои знания желающим, но и пополняю эти самые знания.

Частенько слышишь от девчонок 40 лет: «Ой, я этого не смогу! Ой, я старая, чтобы учиться!» Чепуха! Да, память, особенно, если она давно не тренировалась, немного похуже, чем у дитёнка 7-16 лет.

И намного похуже, чем у двух-шести-летнего вундеркинда. Но все же она есть! И грешно её не использовать. В том числе и для изучения английского языка.

Да, вам не стать шпионом в Америке. А оно вам надо? Зато научиться простому общению, чтобы поехать в англоязычную страну к детям, внукам или друзьям, можно очень даже успешно.

Кстати, в любом возрасте можно научиться чему угодно и развить любые навыки. Просто, двигайтесь маленькими, детскими шажками. Я, например, в 14 лет очень хотела научиться делать переворот из березки через голову.

Но где уж мне, неспортивной…  В 57 лет я не стала спортивнее, зато стала намного толще. И смогла!

Вы тоже сможете! Вот чего захотите, то и сможете!

Я читала Любино письмо и улыбалась! Столько в нем задора, оптимизма и светлой, юной энергии!  А еще я думала о том, как повезло ее ученикам, и прошлым, и будущим!

Помните, пожалуйста, что нет возраста, когда поздно учить английский, есть возраст, когда у некоторых людей страхов становится больше, чем желаний. Поэтому давайте гнать страхи долой!

А у вас есть своя история взаимоотношений с английским? Вам приносит удовольствие и радость изучение языка? Если да, поделитесь с нами в х или в письме.

  • Мила Хабирова, Любовь Свирина
  • Влияет ли возраст на способность учить английский язык: мнение наших преподавателейМила Хабирова
  • руководитель проекта English is My Cup of Tea, переводчик-синхронист, преподаватель английского языка с 15-летним опытом, сертифицированный коуч, интернет-тренер, автор тренингов и курсов
  • Что вы получите, сотрудничая со мной:интересные и эффективные групповые программы для изучения английского языка с удовольствием, индивидуальные программы и лингвокоучинг.

Английский для тех кому за … – можно ли выучить язык в 40, 45 или 50 лет?

В каком возрасте лучше изучать английский язык? Мы расскажем вам о возрастных особенностях человека и о том, как преодолеть трудности в изучении иностранных языков в зрелом возрасте.

В каком возрасте лучше изучать английский язык? Большинство педагогов и психологов ответят – в самом раннем.

Программы английского языка сейчас разрабатываются для совсем маленьких детей от шести месяцев, трёх лет, для дошкольников.

Изучать язык в раннем возрасте можно с помощью мультфильмов на английском, кроме того, в процессе изучения помогут песенки на английском языке, а для самых юных учеников – колыбельные на английском. 

Сегодня все чаще мы видим, что английский язык преподается не с первого класса школы или детского сада, а с колыбели. Ведь именно в этом возрасте человек наиболее восприимчив к изучению языка.

Но что делать, если вы решили изучить язык в 40, 45 или 50 лет? Неужели это невозможно? Разумеется, нет.

Есть много способов быстро выучить английский язык и еще больше советов быстро запомнить слова иностранного языка.

Мы не будем долго говорить о мотивации и целеустремленности. Ведь высокий уровень мотивации может повлиять на решение любой, даже самой невыполнимой проблемы. Мы расскажем вам о возрастных особенностях человека и о том, как преодолеть трудности в изучении иностранных языков в зрелом возрасте.  

Боритесь со стереотипами

Влияет ли возраст на способность учить английский язык: мнение наших преподавателей

Отечественная система образования построена на одном лишь утверждении американского педагога и психолога Торндайка, который заявлял, что до 20 лет способность человека получать новые знания и обучаться растет, а потом её показатели резко снижаются по мере взросления (а потом и старения) человека. Это заявление было сделано еще в 1928 году, оно весьма спорно и неоднократно подвергалось конструктивной критике. Тем не менее в нас надолго засела уверенность в том, что обучение – занятие для молодых. 

Читайте также:  Эффективный курс подготовки к собеседованию на английском языке по Скайпу

Причем оптимальный возраст для обучения в разных источниках, которые поддерживают эту теорию, может колебаться от 20 до 40 лет. Многие ученые высказывают мнение о том, что в возрасте после 40 лет у человека замедляются процессы принятия и запоминания новой информации. Но это всего лишь мнение одного учёного, давно превратившееся в один из самых крепких стереотипов современного общества. 

Основная трудность в изучении английского в зрелом возрасте – ваша уверенность, что «возраст не тот», «способности не те, что в 20» и т.д.

Если вы чувствуете, что вам сложно запоминать лексику – помните, что с этой сложностью сталкиваются все студенты курсов английского.

Старайтесь уделять языку время каждый день, слушайте радио на английском, читайте англоязычную новостную прессу, постарайтесь искать англоязычные источники интересной для вас информации – таким образом можно повысить мотивацию обучения. 

Заметим, что ведущие издательства учебников для изучения английского языка Oxford, Cambridge, Longman не издают специальных учебников для тех, кому за 40,45, 50, а, следовательно, не выделяют студентов этого возраста в какую-то особую группу. 

Автор IQ-тестов об обучении в зрелом возрасте 

Влияет ли возраст на способность учить английский язык: мнение наших преподавателей

Стоит заметить, что всем известную теорию юного образования опровергают исследования профессора Д. Хорна, на основании работ которого были созданы современные IQ-тесты. Ученый утверждает, что существует две формы интеллекта: биологическая и социальная. На развитие первой влияют биологические процессы в организме, вторую формируют социальные воздействия на личность, опыт, общение, коммуникация с другими людьми. Если говорить проще: Хорн верил в успех обучения человека на протяжении все жизни и настоятельно рекомендовал всем продолжать обучение в любом возрасте.  

Преимущества зрелого возраста для изучения языка

Во-первых, взрослый человек хорошо знает и интуитивно ориентируется в правилах грамматики, которые не знает ребёнок. Малыши изучают язык интуитивно, взрослые – опираясь на жизненный опыт. 

Во-вторых, человек в зрелом возрасте, особенно если ему уже за 50, в меньшей мере обременен работой, заботой о маленьких детях, больше времени может посвятить себе, саморазвитию и самосовершенствованию.

В-третьих, человек в возрасте 40, 45 и 50 лет, как правило, более дисциплинирован, сдержан и менее эмоционален. В таком возрасте люди уже понимают, что за результат обучения нужно платить упорством и трудом. Юношеский максимализм и желание получить все и сразу забыты, а значит занятия будут иметь более систематический характер. 

В-четвертых, изучение языка может стать новым стимулом в жизни в период возможного кризиса 40-45 лет

В-пятых, человек в возрасте 50 лет может изучать английский язык для того, чтобы помочь сделать первые шаги в мир иностранных языков своим внукам. А это – один из сильнейших стимулов. 

И если уж мы заговорили о стимулах, напомним главное правило успеха любого обучения: мотивация. Ваше желание изучить английский язык сделает для вас больше, чем любые теории педагогов и психологов, самые лучшие преподаватели и программы обучения, сериалы на английском или приложения для изучения английского языка.

Главное – верить в свои силы!

Возраст vs изучение иностранного языка

Существует широко распространенный миф о том, что быстро научиться говорить на иностранном языке могут только дети (и то, до определенного возраста – как правило, указывается планка в 7-8 лет).

Взрослым же якобы на порядок сложнее овладеть языком, а пожилым – так и вовсе практически невозможно. Однако, как показывает преподавательский опыт, на самом деле этот только миф.

Посмотрим, почему взрослым бывает легче овладеть иностранным языком и как соотносятся возраст и обучение.

Почему взрослым учить иностранные языки легче, чем детям?

В некоторых случаях взрослые обучаются быстрее, и овладеть иностранным им легче, чем детям. Для этого утверждения есть ряд причин, которые мы рассмотрим ниже.

Но сначала подчеркнем: мы говорим о статистически обобщенных портретах студентов.

В каждом конкретном случае многое зависит от самого ученика – как взрослого, так и ребенка: от того, насколько часто и усердно он занимается, насколько ему подходит выбранная методика и пр.

1. Взрослые владеют родным языком лучше, чем дети

Словарный запас у взрослых на порядок больше, и они знакомы хотя бы с основными грамматическими правилами, что значительно облегчает как их обучение, так и работу преподавателя.

Например, ребенок не до конца понимает, что именно означают термины «подлежащее» и «сказуемое», поэтому им сложно объяснить, как из утвердительного предложения сделать вопросительное или что порядок слов в русском и иностранном предложении может не совпадать.

Получается, что преподавателю необходимо сначала объяснить, что такое подлежащее и сказуемое, а потом уже учить, как составить вопросительное предложение на иностранном языке.

Особую сложность вызывают грамматические явления аналогов, которых нет в родном языке. Например, в русском нет артиклей, как в английском, немецком, французском и некоторых других языках.

Объяснить ребенку, что это такое, зачем и в каких случаях их нужно использовать, – не самая легкая задача для преподавателя, а юному ученику понять такой материал, соответственно, сложнее, чем взрослому.

2. Взрослые умеют мыслить абстрактно и выстраивать причинно-следственные связи

Из-за того что детям сложнее мыслить абстрактно, им труднее использовать грамматические правила, которые представляют то или иное явление в языке в обобщенном виде.

Дети с легкостью запомнят ряд примеров с новым грамматическим материалом, однако не смогут вовсе (или смогут, но с трудом) составить собственные на основании выученного правила.

Впрочем, это зависит от конкретного ребенка.

3. Взрослые более мотивированы

Как правило, взрослые студенты имеют мотивацию и в своих занятиях нацелены на результат, что дает им несомненное преимущество. 50% успеха – это заинтересованность обучающегося в том, что он изучает.

Дети обычно слабее мотивированы, так как редко до конца осознают, для чего они изучают иностранный язык. Обычно – это желание их родителей, которые иногда даже не пытаются объяснить ребенку, почему ему это нужно.

4. Дети быстрее устают во время занятий

Взрослые могут достаточно долго результативно заниматься и удерживать внимание. Многих детей «хватает» не более чем на 20-30 минут. После они уже не способны воспринимать информацию в полном объеме.

5. Взрослые активнее практикуют полученные навыки

Для детей обучение иностранному языку обычно ограничивается занятиями в классе и выполнением домашнего задания. Обычно это связано или с низкой мотивацией, или с тем, что у детей много других интересов (и уроков). Взрослые же активнее практикуют иностранный самыми разными способами: общаются с носителями языка (с помощью специальных сайтов, программ и т.д.

), смотрят фильмы, переписываются с друзьями и т.д. И это очень важно, так как возможность практиковать язык вне стен языковой школы не только полезна сама по себе, но и влияет на мотивацию и доставляет удовольствие от того, что можно пользоваться полученными знаниями на практике.

Чем чаще вы говорите на языке, тем выше уровень владения языком и больше у вас желание продолжать совершенствоваться.

По факту детям от 5-7 лет может потребоваться буквально несколько лет, чтобы связно заговорить на иностранном языке (если они не находятся в языковой среде). В то же время взрослые способны сами выстраивать предложения и успешно коммуницировать уже через несколько месяцев.

Особенности изучения языков в разных возрастных группах

Возраст не влияет на способность учить иностранные языки, но он влияет на выбор подходящей методики, которой пользуется преподаватель во время занятий или которыми вы можете пользоваться сами, если изучаете иностранный язык самостоятельно.

1. Обучение детей

Среди преподавателей существуют различные точки зрения, во сколько лет ребенку лучше всего начать изучать иностранные языки.

Кто-то утверждает, что чем раньше, тем лучше, поэтому желательно начать обучение до трех лет, пока дети еще не научились хорошо говорить на своем родном языке.

Другие считают, что занятия иностранном языком лучше начинать, когда ребенок уже уверенно говорит хотя бы на своем языке.

С нашей точки зрения, если ребенок не растет в билингвальной семье и не разговаривает со своими родителями постоянно на двух или более языках, лучше отдать его на занятия (или заниматься с ним самостоятельно), когда он уже умеет уверенно выражать хотя бы самые простые мысли на родном языке.

Как правило, с детьми до 5-6 лет занимаются в игровой форме. Учат слова по карточкам с картинками, поют песни и учат выполнять простые команды (покажи, сядь, встань и т.д.). Те, кто ходят в школу, занимаются по более стандартным схемам, хотя некоторые элементы игры также остаются.

2. Занятия со взрослыми (16–35 лет)

Методика обучения молодых людей значительно отличается от методики, которую применяют на занятиях с маленькими детьми. Говорение, чтение, аудирование и письмо – все четыре вида речевой деятельности должны осваиваться в равной мере. Преимуществом молодых людей становится то, что они могут заниматься самостоятельно и тренировать освоенные навыки.

Для того чтобы занятия проходили наиболее эффективно, необходимо не только использовать учебники/самоучители, но и привлекать дополнительный материал. Например, можно разбирать фильмы и сериалы на иностранном языке, песни, которые нравятся студентам, читать комиксы, познакомиться с молодежным сленгом и т.д.

Важно максимально использовать интерактивные материалы. Если вы занимаетесь самостоятельно, зарегистрируйтесь на учебном сайте, где есть доступ к интерактивным заданиям. Изучающим английский язык советуем зайти на lingualeo.

com или puzzle-english.com, где представлено много интересных дополнительных материалов и интерактивных заданий на отработку изученного. Изучающим немецкий советуем DeutscheWelle, DeutschLernen.com.

Аналогичные сайты есть и для других языков.

Читайте также:  Как переехать на ПМЖ за границу — опыт наших преподавателей

3. Занятия со студентами среднего возраста (35–60 лет)

Как правило, в этом возрасте студенты начинают изучать иностранный язык с определенной целью (чаще всего для работы).

Цель непосредственно определяет стратегию обучения и, например, на выбор лексических тем – не имеет смысла пополнять лексический запас словами, которые априори будут редко использоваться в дальнейшем.

Существуют также специальные учебники по иностранному языку с узкой направленностью: «Бизнес-английский», «Немецкий для юристов», «Медицинский французский » и т.д. Материал в таких учебниках дается сжато и по существу, в основном затрагиваются только те темы, в которых необходимо ориентироваться обучающемуся.

4. Занятия со студентами пожилого возраста (от 60 лет)

На занятиях со студентами пожилого возраста самое главное – снятие страха и неуверенности в себе, в своей возможности учиться новому.

Люди даже моложе 60 лет часто говорят, что в силу возраста уже не могут научиться говорить на иностранном языке. На самом деле это не так.

Конечно, их память бывает уже не такой активной, как у молодых людей, но ее можно тренировать, поэтому изученный материал должен постоянно и циклично повторяться.

Как правило, пожилые люди изучают иностранный язык, чтобы уметь разговаривать на бытовые темы, общаться без помощи переводчиков заграницей в аэропорту или гостинице, помогать внукам с выполнением домашнего задания.

Для того чтобы достигнуть такого уровня владения языком обычно не нужны глубокие познания грамматики или обширный словарный запас. Важно больше практиковать говорение для снятия языкового барьера, использовать наглядные пособия (например, таблицы).

Старайтесь не применять различные инновационные технологии, которые будут выполнять работу вместо вас, – например, переводить целые предложения и пр.

Вне зависимости от вашего возраста и от того занимаетесь ли вы самостоятельно или с репетитором, самое главное – чтобы вы всегда были заинтересованы процессом обучения. И совсем неважно, в каком возрасте вы решили овладеть еще одним полезным для вас навыком. Учите иностранные языки, открывайте для себя новые миры, а в них по-новому открывайте себя!

НАД СТАТЬЕЙ РАБОТАЛИ:
Алла Танклаева. Преподает языки с 2015 года
Редактор: Елена Милославская. Работает с текстами с 2006 года

Можно ли выучить иностранный язык в зрелом возрасте?

Перефразируя знаменитую фразу: «Учить или не учить иностранный, когда тебе за 50 – вот в чем вопрос». Скажем сразу – конечно же учить! Ученые, наблюдая за людьми преклонного возраста, утвердились во мнении, что возраст не помеха.

Исследования подтверждают, что с годами уменьшается острота слуха и зрения, но не восприимчивость к обучению. Учебный процесс у пожилых людей проходит более осознанно, мотивированно.

Преимущество пожилых в том, что люди этого возраста умеют четко видеть и ставить цель, намечая все пути для ее достижения.

Для продуктивного изучения иностранного языка у пожилого человека должны быть веские причины: родственники за границей, путешествия, помощь внукам школьного возраста, не отставать от своих близких, «держать мозг в тонусе», хобби, интернет и т.п.

Таким образом, мотивы отражают основные интересы данной возрастной группы: потребность в общении, сохранение здоровья, активное участие в жизни и возможность пользоваться современной техникой.

Преклонный возраст и способность к обучению

Неофобия – страх нового, страх перемен – присуща многим людям.

Сомнения пожилых людей, что для изучения надо много времени, усилий, боязнь отрицательного результата, убеждение, что изучение языка – это удел молодых, часто приводят к тому, что взрослые не пробуют его учить.

Возможно, со временем дети имеют возможность достичь более высокого уровня владения языком. Но на начальном этапе обучения взрослые учатся быстрее, так как сам процесс изучения языка для них нов, интересен, у них высокий уровень самомотивации.

В освоении языка важную роль играют скорость познавательной деятельности и память. В пожилом возрасте происходит снижение скорости умственной и физической деятельности. Слабеют интеллектуальные функции, которые зависят от скорости выполняемых действий.

Однако, как заметила директор онлайн-школы иностранных языков Нарина Багдасарян, «Опыт работы показывает, что люди старшего возраста выполняют задания более точно, творчески и аккуратно, и поэтому медленнее. Они действуют осознанно, делают упор на долговременную память, а не на кратковременную, как подростки, которые просто зубрят глаголы».

Шаблоны, связанные с возрастом

Стереотипы утверждают, что людям пенсионного возраста сложно выучить иностранный из-за возрастных изменений, происходящих в мозге.

Однако неврологи говорят, что молодые и пожилые осваивают новые знания с разной продуктивностью из-за отличий в развитии мозга, но у старших «учеников» способности к обучению и восприятию иностранного языка больше.

Преимущество человека пенсионного возраста в том, что нейроны, которые отвечают за языковые процессы, с возрастом прогрессируют. Особенно это заметно в отношении словарного запаса и структуры языка.

Поэтому люди старшего возраста – это активные, организованные, мотивированные студенты, у которых шанс выучить иностранный язык намного выше, чем у подростка, учащего его в школе. Таким образом, возраст – это понятие относительное и не столь актуальное, как, например, опыт обучения, практика в изучении языков и мотивация.

На чем не стоит зацикливаться

Раньше при изучении языка во главу угла ставили грамматику, важным было умение составить правильную речевую конструкцию, не забывая про все артикли. Сейчас же на первый план вышло живое общение. Поэтому хотим подбодрить наших зрелых читателей: у вас все получится.

Ведь если иностранец спрашивает у нас что-то на ломаном русском, пропуская предлоги и произнося глаголы в неопределенной форме, то мы его понимаем. И в ответ четко и ясно начинаем объяснения. Точно так же поступит и иностранец в своей стране. Терпеливо выслушает, поймет и подскажет.

Не стоит ставить себе задачу говорить как телеведущий – без акцента и с широким словарным запасом. Базовый набор слов и выражений вы осилите обязательно, также как и произношение.

Опытные преподаватели, занимающиеся с этой возрастной группой, делают упор как раз на речевом общении. Для закрепления умений слушать и понимать услышанное подойдут фильмы на языке оригинала, короткие сюжеты или мультики с внуками.

Для тренировки произношения хорошо использовать аудиотренажеры. Это очень полезно – услышал, повторил, аудиотренажер оценил правильность произношения. Это хорошая тренировка восприятия на слух, произношения и преодоления языкового барьера. Память можно и нужно тренировать.

При регулярных занятиях положительные результаты будут обязательно.

Английский язык в раннем возрасте: за и против | Rusbase

Раннее развитие детей – это тема, о которую сломано немало копий. Помните, в начале нулевых началась повальная мода на такие методики и школы? А на детей, которые по старинке лепили куличики в песочнице, адепты новых техник смотрели с сочувствием. Дескать, все в мозге закладывается до трех лет. Не успел засунуть туда необходимые на всю оставшуюся жизнь знания – и все, поезд уехал.

Ученые доказали! Надо сказать, что подобные исследования действительно имели место. Но общественность, как обычно, слишком вольно интерпретировала их результаты, из-за чего научность выводов была утеряна полностью.

К середине 2010-х годов маятник качнуло в другую сторону. Мейнстримом стало осуждать раннее развитие и смеяться над ним. Мол, это коммерсанты навязали такие стереотипы, чтобы получать деньги с наивных родителей. Вот у наших предков никакого раннего развития не было, все закладывалось естественным путем, и прекрасно все жили! Так и надо детей воспитывать, а не плясать вокруг них с бубнами.

Правда, последователи естественности почему-то иногда тоже бывают слишком радикальны и, например, запрещают детям компьютер. Хотя казалось бы, это ли не самое естественная примета сегодняшнего дня.

И то, и другое – крайности. Большинство же родителей обычно придерживаются каких-то умеренных взглядов, тщательно взвешивая аргументы обеих сторон и находя свой индивидуальный компромисс.

С какого возраста можно изучать английский?

Поскольку онлайн-школа EnglishDom специализируется на английском языке, то мы решили поговорить с вами именно о нем. Скажем сразу, в конце статьи не будет однозначного вывода – вредно или полезно учить малышей второму языку. Но мы дадим информацию к размышлению, которая поможет понять, что подходит именно вашему ребенку.

Фотобанк Фотодженика.

Итак, со скольки лет можно учить английский язык с ребенком? Фактически, делать это можно с рождения. Понятно, что речь не идет о грамматике или правилах синтаксиса, но окружить кроху английской речью вполне реально. Идеально, если родители сами будут говорить на этом языке. Это будет самым естественным путем.

Что касается ответа на вопрос, со скольки отдать ребенка на английский, чтобы с ним занимались преподаватели, то тут все зависит от методики. Есть даже те, которые можно посещать с года – но, разумеется, вместе с кем-то из родителей.

Вообще стоит учесть, что до 3-4 лет ребенку важно быть рядом с мамой. А чем именно заниматься – катанием машинок по полу, приготовлением обеда или изучением английского – вопрос вторичный. Разумеется, если при этом информация подается в доступной по возрасту форме.

В целом же при разговоре о раннем развитии мы будем ориентироваться на период от рождения и до школы, поскольку говорить только о первых годах жизни не совсем логично и корректно.

Доводы против

Итак, самые популярные возражения против изучения английского в раннем возрасте и комментарии наших специалистов о том, соответствуют ли эти утверждения действительности.

Ребенок будет путать буквы, звуки и слова

Да. До определенного времени такое будет происходить почти гарантированно. Но это переходный этап, который заканчивается примерно к школьному возрасту (с поправкой на скорость развития каждого отдельного ребенка).

Читайте также:  Условные предложения в английском

Начнем со звуков и произношения. Это как раз яркий аргумент, почему английский язык стоит начинать учить как можно раньше.

Набрать огромный словарный запас, строить правильные речевые конструкции и даже думать на английском языке – это все можно освоить и во взрослом возрасте. Но вот акцент… С ним справиться крайне сложно.

Речевой аппарат и нейроны головного мозга, ответственные за говорение, затачиваются под определенный язык в самом раннем возрасте.

Например, в некоторых семитских языках есть гортанные звуки, которые освоить взрослому почти нереально. Английский в этом плане, конечно, проще. Но тем не менее чем раньше начать его слышать, тем больше вероятность воспроизводить в будущем на уровне нэйтив-спикера.

Что касается раннего изучения лексики английского языка, то дошкольники действительно часто смешивают в кучу два языка, употребляя в одном предложении и русские, и английские слова.

Но становясь старше, дети начинают отдавать себе отчет, какие слова какому языку принадлежат, и при необходимости способны конструировать фразы целиком на том языке, который необходим в данный момент.

И чем раньше начать обучение, тем больше слов задержится в активном словаре.

Бонусом же билингвальности будет то, что это делает мышление шире. В любом языке есть слова, обозначающие понятия, для которых в других языках нет емких аналогов. А неназванное, как правило, остается неосознаваемым. То есть имея в запасе больше речевых форм, человек мыслит более точно, ярко и развернуто.

Это вредно, потому что перегружает мозг ребенка

Такие выводы основаны на том, что часто билингвы начинают говорить позже ровесников. Перегружается мозг или нет – вопрос спорный. Ответ на него должны давать нейробиологи путем специализированных исследований. Но сам по себе второй язык не перегружает мозг ребенка, если его освоение происходит естественным путем.

Мы ведь не считаем, что малыша перегружает знакомство с законом земного притяжения, который узнается посредством кидания предметов на пол. А это, на минуточку, физика. Так чем английский язык хуже? Напротив, любые новые навыки побуждают мозг работать лучше, создавая и закрепляя соответствующие нейронные связи.

Вопрос не в знаниях как таковых, а в их подаче. Негативно отражаются на психике ребенка, а значит, и на его когнитивных способностях, совсем другие вещи – напряженное ожидание от него высоких результатов, сравнивание с другими детьми, переживания о недостаточной скорости усвоения материалов, акцентирование на ошибках.

Неправильно думать, что 2-3-летний ребенок не в состоянии воспринимать такие вещи. Конечно, логически он сможет сформулировать такие вещи еще не скоро. Но эмоции он при этом будет считывать отлично. Поэтому важно создать такую среду, в которой английский язык будет естественным и приятным элементом, а не чем-то пугающим и инородным.

У малыша не может быть мотивации учить иностранный язык

Это правда. Откуда совсем еще крохе знать, нужен ли ему английский язык, и даже вообще догадываться о его существовании. Зато мотивация должна быть у его родителей. И это должно быть нечто большее, чем просто «Надо учить, в будущем пригодится». Полноценное создание языкового пространства – это очень большое вложение сил и времени. Нет смысла затевать это «на всякий случай».

В таком случае энтузиазм грозит быстро сойти на нет, оставив после себя чувство вины от того, что дело не доведено до конца. Поэтому стоит заранее определиться с целью этого начинания.

Например, семья планирует эмигрировать за рубеж или есть родственники за границей, или вы просто так влюблены в английский, что не можете не поделиться с ребенком радостью от его изучения.

Возвращаясь к мотивации ребенка, стоит добавить, что в отношении иностранного языка ее, конечно, быть не может. Зато любому малышу важно проводить время с мамой и папой,  получать положительные эмоции, видеть свои успехи в получении новых навыков, изучать мир через игру и многое другое, что обусловлено возрастными особенностями того или иного периода.

И вот отталкиваясь от этого, можно вводить в его окружающий мир элементы английского языка, делая его частью привычной жизни.

Невозможно вырастить билингва, если в семье нет носителя языка

Скажем так, это будет очень и очень сложно. Ведь придется фактически создавать для ребенка искусственную среду. И если хотя бы один из родителей пусть и не нэйтив, но владеет языком на уверенном уровне, тогда это реально. Если же мама и папа сами не слишком хорошо знают английский, но из каких-то соображений желают вложить его в ребенка, то им придется очень сложно.

Развивающие игры, специальные карточки и англоязычные подписи к предметам – это прекрасно. Но, скорее всего, их будет недостаточно, чтобы ребенок заговорил на английском.

Больше результата приносят аудионосители. Даже просто работающее в доме радио на английском языке поможет создать языковую среду.  Ребенок запоминает интонации, особенности произношения, звукосочетания.

А уж мультфильмы и записи сказок идеально подойдут для этих целей, поскольку ориентированы именно на малышей. Но, разумеется, в погоне за освоением языка не нужно перегибать палку.

Стоит помнить, что у каждого возраста есть свои ограничения по времени просмотра мультиков и детских передач.

Видео по теме: как меняется мышление билингва

Но все равно маловероятно, что ребенок в раннем возрасте заговорит на английском языке, если взрослые на нем не общаются с ним.

Просто не будет потребности! И если родители такую коммуникацию обеспечить не в состоянии, то можно найти специализированный детский сад, где с детьми не только будут заниматься английским на занятиях, но и все остальное время будут говорить только на нем. Тогда малышу придется освоить его из практической необходимости.

Но нельзя забывать, что адаптация в детском саду – это само по себе стресс. А если там вдобавок будут говорить на непонятном для ребенка языке, то это может очень негативно сказаться на психике. Так что такие вещи следует вводить с осторожностью, проконсультировавшись перед этим со специалистами.

Почему же стоит учить английский язык в раннем возрасте?

Мы достаточно много написали о том, что раннее обучение детей английскому языку – вещь довольно трудоемкая, требующая серьезного подхода и внимательного отношения к ребенку. Может сложиться мнение, что обычным родителям это невозможно организовать вовсе.

Но на деле все вовсе не так сложно, как кажется со стороны. Большинство наших оговорок основаны на том, что родители часто отталкиваются от своих желаний, а не от возможностей ребенка.

Но если привести этот момент в равновесие, то в остальном раннее изучение английского имеет массу плюсов.

Больше возможностей и перспектив в жизни

Уже сегодня знание английского языка – один из базовых навыков, без которого трудно представить успешное будущее. А в дальнейшем эта тенденция будет только усиливаться, поэтому лучше готовить ребенка к этому с самого начала.

Нельзя отрицать, что английский – язык международного общения. Большинство книг, фильмов, научных материалов или изначально были написаны на английском языке, или переведены на него в первую очередь. Да и при встрече с иностранцем гораздо больше вероятности, что он сможет объясниться с вами на английском, чем на каком-то другом языке.

Улучшение мышления

Любые знания развивают мозг. Причем не только в какой-то конкретной области, но и в целом. Человек, приученный воспринимать воспринимать достаточно большие объемы новой информации, имеет меньше проблем с памятью, систематизацией и анализом разных сведений.

Впитывание другой культуры

Разумеется, речь здесь идет о тех случаях, когда для изучения языка используются англоязычные сказки, мультфильмы и игры.

Это важная деталь не только для расширения кругозора, но и для развития эмпатии, критичности мышления и умения сравнивать.

Имея с детства понимание, насколько разными могут быть культуры, человек куда лучше защищен от воздействия пропаганды, ксенофобии и разжигания межнациональной розни.

Богатство внутреннего мира

Выше мы уже вскользь упоминали о том, что знание разных языков делает картину мира многограннее. Это связано с тем, что в разных языках встречаются понятия, аналоги к которым трудно перевести емко и точно. Кроме того, изучая классику англоязычной культуры ребенок познакомится с другим взглядом на вещи.

Фотобанк Фотодженика.

Можно ли заниматься с ребенком несколькими языками одновременно?

По этому поводу мнения разнятся. Но мы не рекомендуем проводить такие эксперименты без особых предпосылок. Например, в ситуации, где у мамы один родной язык, у папы – другой, а живет семья в стране с третьим языком, это допустимо и оправдано. Если же таких обстоятельств нет, то обеспечить успешный результат будет довольно трудно.

Наш директор по качеству Татьяна Файзулина (в ее обязанности входит в том числе и преподавание) считает, что лучше сосредоточиться на одном языке и получить более высокие результаты, чем разбрасываться сразу на много направлений, рискуя, что на все не хватит энергии.

Подводя итоги, хочется сказать, что учить или не учить английский в раннем возрасте – полностью решение взрослого. Однако важно, чтобы на первом плане был сам ребенок, а не его успехи или неудачи в языке или любой другой науке.

Его психологический комфорт, крепкая эмоциональная связь с родителями, понимание его потребностей и возрастных особенностей не только позволят вырасти как психологически здоровой  личности, но и дадут фундамент для наилучшего усвоения новых знаний, в том числе и английского языка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector